Образовательный процесс — это не только обучение, но и воспитание. Ответственность за весь процесс, происходящий в стенах образовательной организации, в том числе и за поведение обучающихся, лежит на школе.
Сложности, возникающие в ходе образовательного процесса, тоже зона ответственности школы. Способы их решения предусмотрены федеральным законом «Об образовании» и многочисленными подзаконными актами. Министерство просвещения РФ регулярно направляет в образовательные организации методические рекомендации по решению тех или иных образовательных, воспитательных, педагогических и профилактических задач.
Однако, снова и снова, в любой конфликтной или сложной ситуации, школа перекладывает ответственность за решение этих задач на других. Родителей, инспекторов ПДН, комиссию по делам несовершеннолетних. Или замалчивает проблемы.
За все ошибки взрослых расплачиваются дети.
Какой алгоритм при решении сложной педагогической задачи у образовательной организации существует в данный момент? Например, в случае, когда один из обучающихся постоянно срывает уроки или демонстрирует в стенах школы агрессивное поведение по отношению к одноклассникам?
Первая фаза — документальная фиксация фактов. Докладные от учителя в адрес заместителя директора по воспитательной работе или в адрес директора.
Вторая — информирование родителя ученика о возникших сложностях. Это должен быть диалог, а сообщение в мессенджер, не порицание и не требование к родителю «разобраться». Нужно вместе обсудить, замечались ли особенности в поведении у ребенка раньше, происходят ли они вне школы. Родитель при этом должен понимать, что именно тревожит педагогов, и что школа не настроена против ребенка, а настроена на совместное решение проблемы — сложностях в его поведении.
Третья — если есть основания считать, что количество фактов нарушения дисциплины стали системными, что возникли сомнения в качестве организации образовательного процесса и соблюдения, например, правил внутреннего распорядка или других
Четвертый шаг — наблюдение за процессом. На уроки к учителю приходят коллеги, представители администрации образовательной организации. Задача — установить характер проблемы и оценить спектр педагогических приемов, применяемых учителем.
Пятый шаг — родителю обучающегося представляются результаты наблюдения и объясняется наличие общей проблемы. Запрашивается разрешение на проведение
Шестой шаг — если в ходе наблюдения подтверждаются факты нарушения дисциплины отдельно взятым обучающимся принимается решение о постановке на внутришкольный учет. После этого разрабатывается план индивидуальной профилактической работы с обучающимся. Эта работа ведется вместе с законными представителями ребенка.
Понимаете разницу между тем, как должно быть и тем, что происходит в реальности?
Если ребенок демонстрирует агрессивное поведение по отношению к одноклассникам на уроках или на переменах — это общая проблема. И для школы, и для родителей. Решать ее нужно вместе! А не отправлять ребенка и родителя подальше.
В настоящий момент этот совместный подход в решении сложных педагогических задач не реализуется. Сегодня мы живем на баррикадах — школа против родителей, родители против школы.
Так не должно быть!
Уважаемые родители! Посмотрите на сайтах своих школ документы, о которых я написала выше. И задайте вопрос — используются ли данные инструменты при решении сложных задач? Информированы ли вы о них?