Агрессивный ребенок в классе: что можно и нельзя требовать от школы

Часть 1

Автор: Ольга Романова, уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае

В последнее время значительно выросло количество публикаций в социальных сетях о ситуациях проявления агрессии между детьми, обучающимися в начальной школе. Родители бьют тревогу, а образовательные организации оказываются бессильными в решении возникшей проблемы.

Проверки по этим обращениям свидетельствуют о том, что взрослые участники образовательных отношений просто не знаю, что именно они обязаны делать в подобной ситуации.

Дети являются заложниками чьей-то некомпетентности.

Редакция портала Владмама обратилась к Уполномоченному по правам ребенка в Приморском крае Ольге Романовой с просьбой подготовить цикл статей по теме «Что делать, если в классе учится агрессивный ребенок»?

Предлагаем вашему вниманию эти материалы.

Часть 1: Что должны делать родители, если ребенок в начальной школе проявляет агрессию по отношению к одноклассникам?

Попытаемся разобраться вместе. Начнем с главного.

Общие цели для всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители): защитить детей, сохранить коллектив и обеспечить безопасные условия для образовательного процесса.

Кто за что отвечает при решении этих задач?

Что должны делать родители, если их ребенок в классе бьет других детей?

Родители обязаны защищать своих детей — заботиться об их физическом и психологическом здоровье. Причем, как родители пострадавших детей, так и родители ребенка, имеющего особенности в поведении.

— Первый шаг — письменно обратиться к директору школы с просьбой провести проверку и принять меры по предотвращению подобных ситуаций. Не позднее, чем через 30 дней с момента подачи письменного обращения, руководитель образовательной организации обязан дать письменный ответ по каждому обращению, поступившему от родителей. Это значит, что ему необходимо будет предпринять усилия, составить план коррекции сложившейся ситуации, поставить задачи перед своими сотрудниками, добиться результата и ответить вам письменно об этой работе.

Нередко родители не делают этот шаг, надеясь, что «школа сама разберется». Не надо на это надеяться, нужно делать то, что вы обязаны сделать. Первый шаг по защите детей — в правовом поле. Ваше письменное обращение — документ. Ваше устное обращение — воздух.

— Второй шаг, который следует сделать родителю ребенка с особенностями поведения — обратиться к врачам и посоветоваться с ними. В первую очередь нужно проверить состояние здоровья ребенка. Нередко причина агрессивного поведения связана с каким-то сбоем в организме. Важно понять, что именно происходит. Ответ на этот вопрос нужно искать вместе с врачами. Причем не только с неврологами и психиатрами. Иногда к таким последствиям приводит, например, сбой в эндокринной системе.

Важно! Вы не обязаны информировать кого бы то ни было о результатах медицинского обследования. Ваша задача, как родителя — следить за состоянием здоровья ребенка и вовремя оказать ему медицинскую помощь, если именно это вам рекомендовали врачи. Это — исключительно ваша ответственность перед своим ребенком и ваша обязанность, предписанная законом. Но это — конфиденциальная зона. Информировать представителей образовательной организации или других участников образовательных отношений, тех, кто задает вам вопросы о состоянии здоровья вашего ребенка, вы не обязаны.

В такой ситуации, именно здоровье ребенка выходит на первый план, образование чуть отодвигается. Если есть сбой в здоровье, процесс образования, как минимум замедляется. Восстановится здоровье — восстановятся и учебные нагрузки на детский организм.

Чего не следует делать родителю ребенка с особенностями поведения

Не стоит уходить в глухую оборону и прекращать общение с администрацией школы. Помните, в обязанности образовательной организации (о которых я напишу позже) входит создание комфортной и безопасной образовательной среды для каждого ребенка, в том числе и для того, кто отличается особенностями поведения. Если каждая из сторон будет помнить об общих задачах — защитить детей, сохранить коллектив и обеспечить безопасные условия для образовательного процесса — значит, все будут действовать в интересах каждого ребенка. Это можно сделать только в диалоге друг с другом.

  • 22.02.2025

Поделиться с друзьями