Взросление – тревожная пора

Часть вторая

Автор: Ольга Макарова
семейный психолог

Сегодня мы продолжаем разговор о том, с какими сложностями сталкиваются родители взрослеющего подростка. Начало здесь.

Акцентуации — это те черты, которые могут перерасти или стать основой психической патологии в будущем. Они в любом случае сохранятся в характере взрослого человека. Это хорошо знают психологи. Кстати, о психологах.

Как ни удивительно, но подростки достаточно охотно соглашаются на работу с психологом. Иногда сами говорят родителям о своем желании его посетить. В одном этом факте, как ни странно, зашифрован признак благополучия семьи. Здесь умеют осознавать некий тупик, проблему, а это уже — половина успеха, как говорят психологи. Гораздо хуже, когда есть отрицание проблемы. Это путь в болото еще больших проблем и самообмана.

Во время работы с подростками в глазах подростков часто появляются слезы. У девочек чаще, у мальчиков реже. Слезы текут непроизвольно. Мальчишки стискивают зубы, опускают глаза. В этих знаках-посланиях царят любовь к родителям и отчаяние от невозможности быть понятыми ими. Иногда их наполняет безысходность. Им 15–16 лет.

Мальчик-отличник не собирается идти туда, где его видят родители. Учится «на автомате» и не хочет получать высшее образование. Странно? Девочка плачет, не хочет идти в школу и думает о такой профессии, где бы не надо было продолжать учебу. Другая девочка пережила буллинг, ей не до учебы. Она хочет уйти в себя, уйти из школы, уйти куда угодно.

Школа как среда недружелюбия к детям

Раз за разом повзрослевшие дети говорят об одном: школа = Страх и Скука. Унижение и Прозябание. Мы сегодня не будем говорить о школе вообще. Это бессмысленно. Наверное, есть школы, в которых дают Знание, где есть уважение к Учителю и Ученику. В ней не угасает Интерес. Однако, определение «Школа-ужас» распространено. Не скажу, что и 40–50 лет назад все было гладко, но нынешнее положение, судя по всему, требует мер.

На мой взгляд, катастрофично, когда родители делают уроки с детьми до подросткового возраста. Затем устают и бросают, оставляя детей без навыков обучения, ломая их мотивацию, взращивая паразитизм и безволие. Подобную модель поведения навязывают им именно учителя. Вероятно, учителя передадут это самое навязывание и дальше, по эстафете времени.

Невыполнимые задания и большое объем домашки — это оброк родительского времени. Возможно, родители вспоминают школьную программу. Но разве в этом смысл обучения? Цель начальной школы научить учиться. Цель учителя привить интерес к предмету. Этого, к сожалению, не происходит. И самое неприятно, что заложниками ощущают себя и дети, и родители, и учителя. Однако, самые тяжелые, невосполнимые потери несут дети, забирая эту ситуацию в свое будущее.

Когда-то полвека назад наша первая учительница сказала нашим родителям в день окончания третьего класса, что может поименно назвать тех, кто будет и дальше учиться хорошо и отлично. Она подчеркнула тогда, они не будут зубрилами, но будут учиться легко и с радостью. Она точно знала, что научила нас учиться.

Помимо проблем с обучением, о которых заявляют родители, есть и еще одна причина для отторжения ребенком школы, когда он не хочет идти в школу, не делает уроки, не хочет учиться. Плохой контакт или невозможность контакта подростка с родителями. Иногда у этого есть скрытая причина: непростые социальные опыты в своем окружении. Это крайне важная тема, но о ней подростки чаще молчат в общении с любыми взрослыми.

Тревожные дети, тревожные взрослые

Взросление, отрочество — тревожная пора, как бы не идеализировали это время потом. Мы с вами говорим не просто о качествах, а об особой заостренности черты. Подростки тревожного типа выглядят вполне благополучно и привлекательно для взрослых. Они дружелюбны, самокритичны и исполнительны. Воздерживаются от необдуманных поступков и поспешных решений. Хорошо учатся, отличаются развитостью и самостоятельностью мышления. Но в тени остается главная их особенность — повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Постоянная настороженность перед обстоятельствами и переживаемая неуверенность в собственных силах — это их испытание, когда навязчивые страхи и мысли не дают покоя. Необходимость выбора приводит к длительным и мучительным метаниям.

Нерешительность вызывает гиперкомпенсации. Это проявляется во внезапной самоуверенности, безаппеляционности суждений, излишней поспешности там, где нужны рассудительность и осторожность. Чего остро не хватает таким подросткам? Оптимистического общения. С ними важно избегать наказаний и запугиваний. Наоборот, практикуйте поощрения. И мотивируйте их активность и самостоятельность.

Совсем рядом сенситивные, чувствительные мальчики и девочки. Уязвимы, боязливы. У них выражено чувство собственной неполноценности. Учатся тщательно, но стесняются отвечать на уроках, боятся запнуться и вызвать смех. Предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют и обычно пассивны в конфликте. Однако, именно у таких молодых людей рано формируются этические требования к себе и окружающим. Они способны проявлять сострадание и радоваться успехам других. Им свойственно самоутверждаться там, где они чувствуют неполноценность, а это может привести к выгоранию или срыву. Родителям таких детей важно вовремя снизить завышенные ожидания и сделать шаг назад. Ваш ребенок готов к жертве ради вас. Но это слишком большая жертва.

Впечатлительны и эмоциональны

Раз уж мы заговорили о душевной тонкости и ранимости подростков, упомянем важные черты эмотивной личности, эмотивных людей. Какие они? Их отличают высокая чувствительность, эмоциональная отзывчивость, иногда в чрезвычайной степени, до слезливости, когда «глаза на мокром месте». Таких людей привлекают занятия музыкой, в театральной студии, в художественном творчестве. Там, где ценятся глубокие реакции и тонкие эмоции. Они и работать будут там, где живет красота, и предполагается понимание человеческих эмоций.

Но вместе с тем такие люди настолько впечатлительны, что вызывают необходимость «оранжерейного» к ним отношения. Они очень чувствительны к мнению окружающих: любое резко сказанное слово может привести их в глубокое уныние. Самооценка также очень зависит от мнения окружающих. Отстаивать свои интересы совершенно не могут. Скорее, откажутся от планов или отойдут в сторону. Эмотивные личности редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу.

Такие люди кажутся хрупкими, нежными и наивными. Их преданность и верность восхищают. Кроме того, им присущи альтруизм, сострадание, доброжелательность, сопереживание. Их сильная сторона — чувство долга, обязательность и исполнительность.

Но есть и другие типы людей. О них мы продолжим разговор чуть позже.

  • 11.04.2022

Поделиться с друзьями