Пальчиковые игры: роль в развитии речи малыша

Автор: Алла Иванова, логопед, дефектолог

Ребенок учится говорить… Этот период — источник радости для родителей, если речь малыша развивается своевременно и правильно. Или — источник тяжелых переживаний, если развитие речи задерживается или нарушается. Что же предпринимать, в случае, если все пошло не так, как хотелось бы?

Важно создать такие условия для малыша, чтобы он чувствовал необходимость попросить взрослого или ответить ему именно словами. Часто наблюдаю как в семьях, особенно в тех, где ребенку уделяется много внимания, его желания выполняются прежде, чем он успеет выразить их словами. Только он укажет на что-нибудь пальчиком — мама или бабушка тут же подают ему. Малыш берет маму за руку и тянет в сторону двери: «Саша хочет гулять? Сейчас пойдем». В таких условиях малышу нет надобности пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами! В детских яслях/садах также можно наблюдать, как няня или воспитательница обращается к детям в такой форме, когда от ребенка не требуется ответная словесная реакция.

Очень часто родители встречаются с проблемой, что ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье к этому относятся по-разному. Некоторых родителей тревожит уже то, что в год малыш говорит всего несколько слов. Другие же спокойны, несмотря на то, что их трехлетнее чадо не может составить простейшую фразу и владеет лишь небольшим количеством обиходных слов, а порой общается с окружающими только жестами. Такие родители, как правило, считают, что пройдет еще немного времени и ребенок их заговорит.

Однако они ошибаются. Как правило, это не происходит. А между тем, задержка речевого развития чаще всего сказывается и на общем развитии малыша, так как она затрудняет познание окружающего мира, не позволяет в полной мере общаться и играть со сверстниками. Но если своевременно обратить внимание на возникшую проблему, использовать все способы развития и активизации речи, ее можно успешно преодолеть.

Ориентируемся на норму

У ребенка, развивающегося соответственно возрасту, первые слова появляются в 8–9 месяцев. Нужно бить тревогу, если кроха к 1 году и 2 месяцам не произносит ни одного слова. После полутора лет малыш уже может самостоятельно строить предложения из двух слов: «Мама, дай! Мама, пить! Киса, мяу». Количество используемых им слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300 и более.

Словарный запас трехлетнего малыша возрастает в 3–4 раза. В речи появляются многословные предложения. Ребенок может рассказать наизусть сказку, много раз ему прочитанную. Как правило, в этом возрасте он правильно произносит большинство звуков речи.

Действуем, решая проблему руками

О своевременном развитии речи малыша нужно заботиться с первых дней его жизни: развивать его внимание, слух, разговаривать, играть с ним, совершенствовать его двигательные навыки.

Исследования многих ученых подтверждают тесную взаимосвязь общей и речевой моторики у детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. В то время, когда малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений («Возьми мячик и принеси маме»). Формирование же движений не может происходить без участия речи («Что ты принес?»). Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает к совершенствованию движений артикуляционного аппарата малыша — губ, языка, нижней челюсти и других органов речи.

Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи ребенка. Обратите внимание, почему человек, не находящий нужного для объяснения слова, часто помогает себе жестами? Или можно наблюдать, как ребенок (а порой и взрослый) что-либо сосредоточенно делающий (пишущий, вырезающий ножницами, вышивающий) помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Мы можем исторически проследить как движения пальцев рук, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевыми функциями. Ведь первой формой общения первобытных людей были жесты. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

«Примерно таков же ход развития речи ребенка,— пишет М. М. Кольцова, известный исследователь детской речи,— сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Дети с трудом связывают слова с предметом, если только видят его. Для лучшего запоминания нужно дать ребенку потрогать показываемый предмет и поиграть с ним. 

Для того, чтобы малыш успешно мог превратить слово в понятие (то есть не вот эта конкретная книга, а книги вообще), необходимо называть и показывать как можно большее число действий с данным предметом (открыть книгу, закрыть, перевернуть страницу и т. п.), а не просто называть ребенку предмет.

Гораздо полезнее не просто рассказывать ребенку сказки, петь песенки и читать книжки (хотя, разумеется, это тоже необходимо), но и прежде всего вовлекать ребенка в игры с предметами в качестве участника, показывая и комментируя все действия, дайте потрогать предмет, побуждайте ребенка повторять за вами новые для него слова.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих малыша. Настанет день, когда он сам назовет много раз повторенное слово.

Все условия для развития речи созданы, с малышом активно занимаются, а говорить он все же отказывается. В чем причина?

Всегда считалось, что одной из главных причин, от чего может зависеть развитие речи ребенка, это степень его речевого общения с окружающими взрослыми. Когда малыш слушает чужую речь, он получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания сам начнет артикулировать слоги. Поэтому специалисты советуют родителям — как можно больше разговаривать с крохой. Как показывает практика, это, конечно, необходимое условие для развития речи ребенка, но отнюдь не главное.

Оказывается, можно, не услышав от ребенка ни одного слова, определить, насколько у него развита речь. Достаточно лишь посмотреть, как он умеет шевелить пальчиками. Если ребенку удаются изолированные движения пальцами («Покажи 1 пальчик, 2, 3»), то он говорящий, если же пальцы напряжены или, наоборот, «ватные» и шевелиться по отдельности не могут, то ребенок, скорее всего, не говорит.

Из курса школьной анатомии вспомним, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Отсюда и вывод: для развития речи необходимо развивать движения пальцев и начинать делать это нужно уже с младенческого возраста.

Затрагивая тему развития мелкой моторики нельзя не сказать о развитии общей моторики ребенка. Развивать их следует параллельно, используя для этого различные упражнения, соответствующие возрасту и возможностям малыша.

Упражнения

На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движения рук, туловища, ног — можно научить ребенка выслушивать и запоминать задания, а потом и выполнять их.

В первый раз покажите упражнения малышу и объясните, как правильно их выполнять. Во второй раз выполните упражнения вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. В третий раз предложите крохе самостоятельно, без вашей помощи, выполнить задание. Здесь наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.

Упражнения могут быть простыми:

  • пройди прямо от стола к стулу
  • обойди вокруг стула
  • руки вперед, в стороны, вверх, вниз
  • шаг на месте
  • шаг на носочках, на пятках и т. д.

Главное, начинайте с простейших упражнений, усложняя их только после того, как малыш освоил ранее предложенные задания.

  • 23.08.2013

Поделиться с друзьями

Читайте также