Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика (ссылка на первую тему) создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5–10 минут ежедневно. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов и потешек.
Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые вам с ребенком несложно будет практиковать дома, на прогулке, в дороге.
«Пальчики здороваются»
Идут четыре братца навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька — указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка — середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка — сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка — Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.
«Дружные братья»
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
«Этот пальчик…»
Разгибаем из кулачка по одному пальчику начиная с большого.Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я!
Вот моя семья! (ладонь раскрыта, проговаривается ритмично)
«Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
«Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
«Сидит белка…»
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит («дом»),
Ну а к дому путь закрыт («ворота»).
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем («дом»).
«Пальцы ложатся спать»
Поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения.Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора (раскрыть ладонь).
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Кольцо»
- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца
- то же упражнение выполнять пальцами левой руки
- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки
«Пальцы здороваются»
Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.
«Оса»
- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им
- то же левой рукой
- то же двумя руками
«Человечек»
- указательный и средний пальцы «бегают» по столу
- те же движения производить пальцами левой руки
- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)
«Коза»
- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук
«Очки»
Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
«Зайчик»
- вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца
- то же упражнение выполнить пальцами левой руки
- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук
«Деревья»
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Птички летят»
Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения
- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца
- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки
- согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца
- выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца
- выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки
«Бочонок с водой»
Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
«Миска»
Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.
«Крыша»
Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук.
«Магазин»
Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей.
«Цветок»
Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы, запястья не разъединять.
На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8–10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
- складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т. д.)
- нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал)
- шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»)
- собирание различных мозаик
- можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации
Все выше перечисленные виды занятий очень просты. И они, несомненно, доставят и вам, и вашему малышу большое удовольствие от совместной работы и общения.