Мы были в Чаньчуне всего четыре дня. Конечно же, для того, чтобы узнать любой город, этого времени мало. Совсем короткое знакомство, но воспоминаний и впечатлений — на год вперед. И поскольку Чаньчунь вступил с нами в свой удивительный диалог, к списку впечатлений и эмоций добавились еще и новые знания. Открытия!
Достопримечательность из рейтинга
У Чаньчуня есть официальный рейтинг популярных достопримечательностей. Мы побывали всего в трех из тех, что входят в первую пятерку. Лидер рейтинга, конечно же, Императорский дворец. Он притягивает туристов со всего мира этой своей неразрывной связью с мировой историей. Но, несмотря на то, что это место оставило неизгладимое, сильнейшее впечатление в моей душе, вернуться сюда не тянет. Слишком тяжело и грустно. Концентрированную атмосферу человеческих трагедий не перебивает даже удивительное общение с обитателями Императорского дворца, живущими в нем сегодня.
Но есть в этом рейтинге популярных мест одно — особенное. Его надо посещать не раз и не два и, желательно, в разное время года. Мы побывали в нем осенью, в октябре, когда краски природы придают неповторимый колорит любому, созданному руками человека объекту. Это место покорило, наполнило творческой энергией и переполнило красками, эмоциями, радостью и изумлением. Здесь понимаешь, в чем смысл жизни и в чем ее счастье. И вот
Здесь над зашоренными стереотипами мозгами обывателя торжествуют две иррациональные составляющие: замысел художника и энергия творчества. Обе парят высоко и свободно над всем суетным и мещанским миром вещей и потребления.
Путешествие в Чаньчунь оказалось свиданием с искусством. Неожиданным, незапланированным, ошеломляющим.
Парк Скульптур: к вопросу о сложившихся стереотипах…
Что, по вашему мнению, может представлять собой достопримечательность в столице одной из китайских провинций с названием «Парк скульптур»? Примерно то же самое, что и «Парк Мира»? Набор отлитых из цемента копий всемирно известных архитектурных символов тех или иных столиц мира — Эйфелевой башни, Вестминстерского аббатства, Биг Бена, здания
Да, встреча с подобным могла произойти где угодно. Но только не здесь, не в Чаньчуне. Этот город дышит естественностью, искренностью и неподдельностью. Полным отсутствием необходимости
Мой рассказ о Парке Скульптур получится длинным. Ибо ехали мы сюда просто погулять и побродить по парку, а в итоге неожиданно получилось настоящее многочасовое приключение, состоящее из трех частей: Галерея, Парк, Музей.
Шли в Парк, попали в Галерею
С чего начать? Начну с билетных касс. Здесь ждала интрига, китайская неточность, на которую мы и клюнули. Вариант билета «All inclusive».
Круто? Нет, не круто, круто другое — строчкой ниже — вариант дороже, чем билет «Все включено», на целых 20 юаней.
В чем разница? В количестве объектов, которые можно было посетить по этому билету. И чисто
Итак, мы, конечно, купили самый дорогой (что может быть круче Оллинклюзива?) И пошли! Сразу скажу, в Парк Скульптур я шла только с одной целью — погулять. Скульптуры до этого дня меня не сильно привлекали. Но, зная, что китайцы лучше кого бы то ни было в мире умеют создавать пространства для прогулок, мы всегда стараемся включать парки в список обязательных к посещению мест. Ибо в России и, в частности, во Владивостоке, с этим беда.
Приехали рано и в 10:30 зашли в Парк. Людей — мало, на этом огромном пространстве они моментально растворялись и исчезали из виду. Ощущение, что все эти произведения искусства ждали именно нас и были выставлены здесь именно для нас — это тоже было новое чувство.
Перед глазами, на все 180 градусов панорамного обзора было бесконечное, залитое солнцем, пространство парка! С уютными дорожками и очертаниями фигур скульптур повсюду. Куда идти? Ведь посмотреть хочется все! Стало совершенно ясно, что в Парке Скульптур Чаньчуня можно провести весь день и все равно ВСЕ не рассмотреть. А вдруг не увидишь
Оторопев от размеров Парка, еще раз оглянулись по сторонам. Решение принято — метаться не будем, пойдем направо, против часовой стрелки. Что успеем посмотреть, то и будет нашим. Что не успеем, оставим «на следующий раз». За пару минут неторопливого движения по выбранному маршруту, успели сфотографировать несколько интересных фигур. Еще минута и — дошли до Галереи скульптур.
Здание Галереи притягивало взгляд и обещало, манило, интриговало. «Зайди сюда, не пожалеешь!» Ну, скажите на милость, что может быть там, внутри? Ясное дело — Парк, с сотнями самых разных скульптур. Но зачем в таком парке нужна еще и Галерея скульптур?
Справка ВМ
- Changchun Sculpture Gallery —
-
профессиональная выставочная галерея, собравшая максимально возможный перечень вариантов и способов выражения творческой мысли в скульптуре. Под крышей одного здания площадью 12 500 кв. м и выставочной площадью размером 6 070 кв. м на трех
этажах-ярусах собраны все жанры и формы этого пластичного и трехмерного изобразительного искусства. В настоящий момент здесь «живут» и удивляют искушенных и не очень зрителей 414 работ от самых разных авторов. Галерея работает: зимой с 9:00 до 15:30, летом с 9:00 до 16:00.
Вошли и… Нет, не ахнули. Но изумились! Перед нами раскинулось пространство, в котором хотелось дышать полной грудью. Светло, воздушно, просторно. Хотелось не только глазеть по сторонам, но и, задрав голову, рассматривать то место, где должен быть потолок. Над нами было…небо! И в нем странным образом летали
И сразу стало понятно — скучно здесь не будет, это точно! Справа от лестницы, ведущей вниз, к экспозициям первого этажа, расположилась панорама фотографий. Вся летопись истории Парка и Галереи скульптур. Рядом со стендом — рабочие в странной по чистоте и белоснежности униформе
Привычная русскому глазу картина производственных работ посреди выставочной экспозиции… И вдруг, как ведро холодной воды на голову в крещенские морозы —
Ребята на стремянке обескуражили своей естественностью. Разрушили стереотип. Ну, никак ты не ожидаешь в галерее скульптур попасться в такую художественную и ироничную ловушку! И вот в этом ошеломленном состоянии Алисы в стране чудес, мы двинулись дальше.
Широкие переходы, ровный свет, просторные залы экспозиции — судя по всему, и самим скульптурам здесь было уютно. Они ехидно переглядывались друг с другом и с достоинством представляли себя взорам посетителей.
Первое удивление от встречи со стальными младенцами в воздухе и с белоснежными гипсовыми малярами на стремянке растворилось сразу же, как только мы вошли в зал античной скульптуры. Ну,
статуя грациозной Венеры, бронзовая голова коня, барельеф, иллюстрирующий античные нравы… Здесь все выглядело узнаваемым, знакомым. Но вдруг перед глазами возникли странные гипсовые изваяния — плоские фигуры с лишенными глаз лицами и печальным подтекстом — они снова напомнили, что мы находимся в необычном месте. И заставили впервые в этот день (далее последуют тысячи последующих подобных «стопов») притормозить, задуматься, озадачиться самым популярным для меня в этот день вопросом — «Автор, вы о чем?»
Плоские фигуры без глаз будто бы прошептали мне свою подсказку — «Мы — о смирении»…Наверняка, любой другой человек услышал, увидел и почувствовал бы при взгляде на них
Переходы из одного зала в другой проходили незаметно. Сразу после
Переходя от одного персонажа к другому, ты словно настраиваешься на умопомрачительный творческий детектив, по ходу которого все время приходится искать ответ на вопрос «Что именно автор этой работы хочет сказать зрителю?» Ассоциативное мышление включилось и заработало здесь в режиме «Турбо».
Тут на глаза попалась подпись к одной из статуэток. Полуобнаженная бронзовая девушка, закрыв глаза, прижимает изящные тонкие пальчики к подбородку, словно пытаясь расслышать
«Происшествие в номере 892» — эта строчка ниже имени автора окончательно добила. «Что за историю пытается рассказать нам автор? Что произошло в этом номере? Что осталось за кадром? Кто она — эта девочка?» — вопросы, вопросы, вопросы. Ответы — только в вашей голове и фантазии.
С этой минуты, благодаря этой подписи и этой фигуре, посещение Галереи скульптур для меня, человека весьма далекого от изобразительного искусства, вдруг превратилось в неожиданное и очень увлекательное интеллектуальное приключение, серию попыток разгадать замыслы художников или, хотя бы, почувствовать их настроение.
Мой личный топ-лист — работы, заставившие мозг чесаться
К восхищению высочайшим мастерством скульпторов, превращающих самые разные материалы — дерево, металл, камень, смолу — в абсолютно пластичный, живой, как человеческое тело, объект, добавлялось еще и изумление от безграничности их фантазии.
Белая зависть? Да, наверное… В каждом, абсолютно в каждом выставочном образце царствовали фантазия, творческий порыв, понимание фактуры материала, одержимость образом и нечеловеческая способность из неживого создать ожившее. Будучи человеком творческим, я понимала весь процесс, предшествующий появлению каждого из жителей этой галереи. Таинством всегда остается лишь момент рождения в душе художника образа его будущего произведения.
Вот, например, группа женщин, одетых в национальные костюмы и поющих под
Все, что угодно можно было вложить в этот образ. Но автор именно так видит и слышит «Лунную сонату» Бетховена.
Музыкальный настрой в душе зрителя подхватывают и солисты
Эту же любовь к музыке передает и совершенно неподражаемый Лучано Паваротти, чей портрет выполнен в еще более неподражаемой манере.
А вот в этой композиции, очуметь, остановили скорость! И зафиксировали галоп.
Глядя на лица этих людей, прижавшихся к шее лошади, чувствуешь порыв встречного ветра. И он с одинаковой силой и с одинаковыми ощущениями перехваченного дыхания стискивает головы людей, разделенных столетиями и странами, разглядывающих эту скульптуру…
Но галоп может быть и вот таким — вопрос лишь в том, какой из них затронет вашу душу сильнее?
Порыв воздуха физически ощущается и здесь, в статуэтке парнишки, бронзовая футболка которого сейчас, кажется, лопнет от заполонившего ее шквального ветра.
И даже сегодня, спустя почти полгода после посещения галереи, не выходят из головы два абсолютно точных и при этом исключительно ассоциативных образа: «Материк и остров»
и «Память о прошлом».
Еще не могу не выделить вот эту работу, выполненную в необычной технике. Глаз моментально выхватывает ее из всего остального многообразия уникальных произведений, представленных в этом зале. Подходим. Висит на стене объемный натюрморт: крупная такая рыбина, голова которой выглядывает из бумажного пакета.
Первая мысль: «Ну, зачем, спрашивается выставлять здесь свои покупки из супермаркета?» И затем, прозрение —
Особое место в перечне образцов художественной головоломки «Автор, вы о чем?» занимает вот эта композиция. Называется она «Женский дневник».
Да, обрывки частей мужского тела — словно обрывки мыслей женщины, но все остальное — разгадывайте на здоровье, узнавая в этом дневнике свои чувства и переживания — читая в нем собственные будни. Удивительно, что всего пять страниц из дневника представлено. Как будто в выходные дни набор мыслей чувств и хаоса переживаний другой, нежели в будни?
Ой, а этот, совершенно комичный образ дойной козы и ее тени? Это же шедевр!
Или эта раковина с очертаниями небоскребов внутри — в ней вполне можно рассмотреть черты любого морского города. Работа так и называется — «Sea City». Кто знает, может, и Владивосток скоро будет таким?
Главная тема второго этажа галереи — собрание работ, посвященных теме спорта. Повод — прошедшие в 2008 году летние Олимпийские игры в Пекине. Девиз Олимпиады — «Один мир — одна мечта» (One world — one dream). Символом этих игр стала фигурка бегущего человека, очень похожая на китайский иероглиф, обозначающий слово «Столица».
Да, фигурок бегущего человека здесь много. И все они — уникальны. Вот, к примеру — человек бежит так, что кажется, еще секунда, и он превратится в восклицательный знак, летящий параллельно земле.
Это произведение искусства называется «Коридор». Почему «Коридор»? Потому что втиснуться главному герою надо в узкую щель между бегущими рядом спортсменами. Втиснуться и прорваться первому к финишу!
Смотришь на нее и слышишь
Вот еще пример: настоящий «Энкаунтер» — это фигура борца перед зеркалом!
Спортивная коллекция Галереи изумительна. По сюжетам, по разнообразию техник, материалов и легкости авторской мысли.
Еще затронула до глубины души точным попаданием в чувства, переживаемые мной именно в минуты посещения Галереи, вот эта работа — красная
Красный цвет актуален и для них — особей из группы розовых фламинго.
Они так и рвутся на просторы Парка скульптур, глядя сквозь окно Галереи на синее небо и водную гладь озера в центре парка.
Рассказывать о выставленных здесь работах могу бесконечно. Ведь каждая из них таит в себе совершенно уникальную историю, запавшую в сердце, в душу, в мозг Художника ее создавшую……
А вы говорите — Парк умопомрачительный… Тут еще и галерея — не отстает! Непривычный дизайн, уникальные поверхности, своеобразное здание.
И удивительные обитатели, живущие и оживающие в ней! Галерея и сама — словно отдельный экспонат среди изумительных скульптурных и художественных работ.
И даже случайно зашедшие туристы не торопятся покидать этот мир фантазии и мастерства. Скажу честно, как только мы подошли к начальной точке нашего путешествия по Галерее, мне захотелось пройти по этим залам снова, по второму кругу. Чтобы еще раз впитать и наполнить себя этими удивительными впечатлениями — концентрированным творческим духом и безграничной фантазией Художников. Но нас ждал Парк! И — его скульптуры…