Художественный музей песчаных скульптур в Тоттори

«Пески времени»…

Если вы до сих пор не представляете себе, что именно подразумевается под этими словами, вам срочно пора паковать чемодан. В Тоттори, друзья мои, в Тоттори! Именно здесь вы найдете самый интересный, таинственный, неповторимый и увы, недолговечный ответ на вопрос, что же такое «пески времени?» Только здесь вам удастся увидеть своими глазами экспонаты уникального Художественного Музея песчаных скульптур (The Sand Museum Tottori Sand dunes).

Хотя… Посетив это место, вы, может быть, вспомните не о песках времени, а о собственном детстве? Песочницы, ведерки, формочки, лопатки и куличики, куличики, куличики в рядок — что может быть роднее, чем это милое воспоминание, которое есть в жизни каждого ребенка? Поверьте, ни одному родителю не стоит запрещать своему малышу играть в песочнице! Ведь этот процесс может перерасти в удивительное по своей красоте, глубине и философии творчество.

И вполне возможно, вы совсем скоро будете гордиться песочными шедеврами своего чада. Примерно также, как гордятся сегодня удивительными работами своих сыновей мамы скульпторов Кацухико Чаен (Chaen Katsuhiko), Ильи Филимонцева, Павла Мыльникова, Дмитрия Клименко и пары десятков других ценителей песка, как природного материала для воссоздания объемных произведений искусства.

Концепция музея песчаных скульптур (The Sand Museum of Tottori)

Обязательно посетите этот музей вместе с детьми. Здесь будет интересно и вам, и им. Японцы из других префектур так и поступают — приезжая сюда, они не только удивляются творениям рук человеческих, но и рассказывают своим детям об интересных исторических фактах, рассматривая вместе с ними ту или иную песочную композицию музея.

Тоттори. Скульптуры из песка. Вожди племени инков
Тоттори. Скульптуры из песка. Вожди племени инков

В этом и состоит его концепция: соседствуя рядом с уникальным творением природы — удивительными дюнами Тоттори — соединить в рамках единой исторической темы несколько рукотворных произведений из песка. И удивить ими посетителей из разных стран ничуть не меньше, чем они удивляются, любуясь пейзажами дюн.

Каждую экспозицию готовят художники и скульпторы из разных стран. На создание каждого из этих песчаных шедевров уходит около двух недель.

Тематический концепт всех выставок — в переводе с японского на английский звучит по-разному: «World tour on sand» или «Travel around the world in sand», но суть одна — «Путешествие по миру — в песке».

В 2016 году под крышей Музея песочных скульптур в Тоттори создана уже 9-я тема путешествия по миру. Благодаря Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, темой года стала история Южной Америки.

Сроки этой тематической экспозиции — с 16 апреля 2016 года по 3 января 2017. Что станет главной темой 2017 года — пока неизвестно.

Из истории Музея

18 ноября 2016 года Музею песка исполнится 10 лет. И все эти годы здесь материализуется выражение «Пески времени», ведь каждый год экспозиция меняется и каждый год она посвящена разным историческим эпохам. Эпохам, воссозданным из песка.

Музей песчаных фигур открылся в Тоттори 18 ноября 2006 года. Идею его создания и открытия подсказала… сама природа, подарившая этому краю необыкновенное чудо — песчаные дюны. Словно продолжая начатое, неповторимую красоту и искусство, созданные силами природы, люди решили продолжить создание красоты, но уже — рукотворное. Так родилась идея открыть в Тоттори музей песчаных скульптур.

Музей скульптур из песка, Тоттори
Музей скульптур из песка, Тоттори

Тогда, в ноябре 2006 года это был уникальный для Японии музей под открытым небом. Сегодня, в 2016 — Музей песка в Тоттори стал одним из самых посещаемых крытых музеев Японии.

Очень примечательно то, что песок для скульптур берут не из тех дюн, вид на который открывается с верхней площадки Музея, не из туристической части. Песок этих дюн — неприкосновенен. Предупреждение о запрете выноса песка из дюн висит объявлением прямо перед входом.

Песок для скульптур Музея доставляют тоже из Тоттори, но из другого места.

Гений Кацухико Чаен

Выбор темы для ежегодной экспозиции музея — это задача его главного продюсера. С момента основания музея эту роль бессменно выполняет Кацухико Чаен (Chaen Katsuhiko).

55-летний скульптор, продюсер, входит в список «100 японцев, пользующихся уважением во всем мире». Он генерирует столь сильные творческие идеи, что они не только вдохновляют скульпторов из разных стран на создание гениальных произведений, но и превращают песок в нечто ожившее. Кацухико — перфекционист. Он добивается очень высокого результата и качества художественных работ, каждый год приглашая к созданию скульптур лучших художников.

Самая первая экспозиция состояла из 7 работ, посвященных итальянской эпохе Возрождения. Мотивы работ Леонардо Да Винчи, Микеланджело — выраженные в скульптурах из песка, тогда не оставили равнодушными ни одного зрителя. Это было успешное начало Музея, его старт. Тогда все скульптуры создавал сам Кацухико Чаен и его ученики.

Ну, а далее, Музей песка обрел свою концепцию — взгляда на мир через воссоздание в песочных скульптурах лучших достижений человеческой мысли творчества. Вторая экспозиция — 2008 года — была посвящена Азии. «На Азиатском ветру». 12 скульптор. 5 из которых подготовил все тот же Кацухико Чаен, в том числе: «Тадж-Махал» (Индия), «Великая стена» (Китай), «Терракотовая армия» (Китай), «Замок Химедзи» (Япония).

2009 год в Музее песочных скульптур стал годом Австрии. Туристы, приехавшие в японские дюны в тот год, узнали и увидели в 10 скульптурах из песка аристократическую культуру и город музыки — Вену. И услышали неповторимые музыкальные шедевры Гайдна и Моцарта.

2010 год стал годом Африки. Дикая природа африканских саванн и сафари — вот мотивы 11 скульптур в 2010 году.

5-я экспозиция — в 2012 году — отправила посетителей Музея песка в путешествие по Великобритании. 14 скульптур, каждая из которых воссоздавала один из исторических памятников английской истории, запомнились всем.

В 2013 году мысли и идеи исполнительного продюсера Музея, Кацухико Чаена, снова обратились к теме путешествия по Юго-Восточной Азии. 19 фрагментов путеводителя по Юго-Восточной Азии ожили в тот год в песочных скульптурах. Ангкор Ват (Камбоджа), Кукольный театр теней Wayang kulit (Индонезия, Бали), Бангкок, Сингапур, Филлипины и многие сценки из жизни людей этого региона застыли на несколько месяцев в фигурах из песка.

Владивосток из песка: в 2014 году в Музее песочных скульптур состоялся год России

Седьмая по счету экспозиция состояла из 21 композиции и была посвящена русской истории. Под одной крышей, в одно время, в одном месте находились воссозданные из песка сюжеты:

  • мамонт, спящий в ледниках Сибири
  • Рюрик, герой-основатель нации
  • Сцена принятия христианства на Руси
  • Сцена «Под гнетом татарского господства»
  • Сцена «Сила казачества»
  • Петр Великий и его курс на западную цивилизацию
  • Екатерина Великая и династия Романовых
  • фрагмент украшения Екатерининского дворца
  • Кремль и Собор Василия Блаженного
  • Русская икона
  • Петр Ильич Чайковский и русский балет
  • Русская литература — Лев Толстой и его книга «Война и Мир»
  • Выход побежденного Наполеона из стен Москвы
  • Скульптуры, украшающие станции Московского метро
  • Удивительная природа России
  • Советская эра
  • Русская наука и технологии — освоение космоса
  • Русский авангард — фрагменты шедевров Василия Кандинского и Марка Шагала
  • Сценка сюжета из русской народной сказки про репку
  • Сценка про былинного русского героя — Илью Муромца
  • И, о — ЧУДО! Владивосток!

Конечная станция Транссибирской магистрали — железнодорожный вокзал Владивостока, который японцы щедро назвали столицей Дальнего Востока. Эта скульптура так и называется: The Trans-Siberian Railway and Vladivostok, capital of the Far East.

Япония, Музей песчаных скульптур Тоттори. Железнодорожный вокзал Владивостока
Япония, Музей песчаных скульптур Тоттори. Железнодорожный вокзал Владивостока

Согласитесь, Владивосток по праву находится в этом ряду русских символов и русской истории! Мурашки!

Музей песка — 2016: История Южной Америки

Да, то, что я увидела здесь своими глазами, поразило. Нигде, никогда и ничего подобного пока мне не встречалось. Каждая деталь, каждое выражение лица, каждая поза героя или героини того или иного сюжета — были живыми. Историю Южной Америки, сюжеты из ее жизни, легенды о городе Эльдорадо, сказания о стране майя, дороге инков, золоте индейцев, рассказы о жадности и жестокости конкистадоров, предания об Иисусе, раскинувшем руки и обнимающем каждого жителя благословенной Америки — все это создала команда из 19 скульпторов всего за две недели.

География стран, представители которых творят здесь чудеса из песка, такова: Россия, США, Италия, Бразилия, Канада, Бельгия, Литва, Мексика, Люксембург. Наши — Илья Филимонцев, Павел Мыльников и Дмитрий Клименко — пользуются заслуженной репутацией Мастеров, ювелиров песочных работ. Их работы всегда — значительны, артистичны, точны. И всегда вызывают восхищение зрителей и коллег.

Илья Филимонцев и его коллеги из разных стран
Илья Филимонцев и его коллеги из разных стран

И заставляют тебя задаваться этим идиотским вопросом: «Ну как они ЭТО делают?!»

Как они делают эти скульптуры из песка?

Композиция «Легенда об Эль Дорадо — городе из золота», одним из авторов которой был россиянин Илья Филимоцев, занимает пространство 10×6 метров. Как можно из песка воссоздать этот город мечты с таким тонкими, ажурными деталями и даже с настоящим водопадом? В голове не укладывается.

Элементы композиции «Легенда об Эль Дорадо». Тоттори
Элементы композиции «Легенда об Эль Дорадо». Тоттори

А между тем, все фазы построения такой масштабной и сложной скульптуры из песка — просты. За исключением двух, главных — филигранной точности скульптора и оригинальности замысла художника.

Но все равно, попробовать — стоит. Вам для этого понадобится всего-то: песок (много, несколько тонн!), вода, лопата и мастерок. Самое важное в этом процессе — утрамбовка песка до такой степени, чтобы воздуха внутри не оказалось. Трамбуем, уплотняем, поливаем водой, снова трамбуем, уплотняем, поливаем водой. Все это дело, как правило, происходит в большой, сложенной из щитов, коробке. Размер коробки — по размеру скульптуры. Утрамбовали, уплотнили, избавились от воздуха — вам респект!

А теперь — не мучайтесь, передайте эту глыбу песка Мастеру.

А он начнет с самого верхнего уровня отсекать от нее лишнее, оставляя лишь главное — то, что он видит на своем эскизе. И вот, двигаясь от верха скульптуры к ее основанию, художник представит миру свое произведение. И как же жаль, что проживет это произведение так недолго — один год.

Создание скульптуры из песка
Создание скульптуры из песка

Жизнь песчаных скульптур коротка. Песок — та часть природы, которая рано или поздно, но, увы, рассыпается. Но именно это свойство — недолговечность песочных фигур и скульптур — привлекает к ним взгляды людей со всего мира. Пески времени — загадка, которая будет жить вечно!

Справка ВМ

Стоимость билетов в Художественный Музей песчаных скульптур Дюн Тоттори: взрослый — 600 иен, детский до 18 лет — 300 иен. Дошкольники — бесплатно.

  • 05.09.2016

Поделиться с друзьями