В прошлый раз мы говорили об истоках зависти и умении родителей вовремя разглядеть это неприятное чувство у малышей. Сегодня поговорим о «взрослых» способах борьбы с завистью.
Часть вторая
Где живет зависть?
Зависть процветает там, где мы конкурируем, но не это ли наиболее поддерживаемое состояние в современном мире? Быть
Червячок зависти готов поселиться, когда человек живет с ощущением, что он достоин большего в этой жизни, когда он «справедливо» сетует на этот мир, так как блага
В последние годы появились некоторые возможности добиться успеха собственными усилиями, что стало слабым, но
В христианской традиции зависть (лат. invidia) отнесена к смертным грехам, так как в ее основе лежит гордыня. Человек как бы пребывает в убеждении несправедливости установленного Богом порядка. Он скорбит и печалится, когда ближнему хорошо и он во благе. Как ни грустно, но зависть невозможно «накормить», раз уж завистливому человеку плохо при виде удовольствия другого и хорошо только при страданиях других. Кстати, милым дополнением к гордыне и еще одной причиной зависти считали лень. Важное уточнение. Паству предупреждали о вреде «неуместного соперничества», «рвения с досадой», а также порицании либо злословии в отношении того, к кому испытывается зависть. Противопоставляли этому гадкому чувству благожелательство, великодушие. Но зависть так и цвела в веках, как бы предлагая каждому из нас справиться с этим пороком.
Религиозная точка зрения предлагает смириться: каждый имеет то, что заслужил. Таким уж создан. А потому не ропщи! Все имеет свои причины. Правило такое: оставьте каждому человеку жить своей жизнью, не суйте нос в чужую жизнь.
Нос совать в чужую жизнь продолжали, любопытство не самый большой порок, хуже другое: пока мы страдаем по поводу того, как хорошо устроено все в жизни у соседа, мы не успеваем заниматься собственной жизнью.
Но вернемся к человеку, обуреваемому завистью. И поговорим об инфантильности. Инфантильности тех, кому не хочется прилагать усилий, развиваться, поддерживается убеждением, что объекту его зависти просто повезло, а ему — нет. Зависть эмоциональна, именно потому так трудно включить человека в осмысление происходящего с ним самим, с объектом его зависти, задуматься над тем, какой ценой далось другому его нынешнее состояние — означает прийти к осознанию собственных черт характера, возможностей, усилий. Иначе говоря, понять собственную реальность. Признать, что мы — разные при всем горячем желании сравниваться. У нас разные семьи, гены, способности, мы каждый шли своим путем в этой жизни, а похожесть наша исключительно внешняя и очень приблизительная. То, да не то. Так, да не так. Человек, попавший в ловушку зависти, склонен поддерживать мифы о везении, о том, что
Невыносимая зависть к таланту
Когда говорят о зависти к таланту, очень любят приводить в пример гениальное пушкинское видение гения и завистника — Моцарта и Сальери. История музыки несколько иначе представляет образ реального Сальери — прекрасного педагога, музыканта, пусть и не столь одаренного, как Моцарт. Напряженное и яркое противопоставление было необходимо гению Пушкина.
А вот другой пример из повседневности: на фортепианном отделении учатся две девушки Марина и Ирина. Приехали из одного города, живут в одной комнате в общежитии. Ирина напориста, активна, она каждый день по восемь часов занимается на рояле. Ей хочется добиться исполнительского успеха. Причем, количество часов — ключевой фактор, строго соблюдаемый. Она считает, что делает все, чтобы добиться результата. Марина молчалива, созерцательна по природе, она не занимается по восемь часов. Более того, она, по словам Ирины, садится и читает с листа. У исполнителей так называется игра совершенно новых произведений, с которыми не было детальной работы. Так, музицирование. После чего Марина работает с программой. На академических концертах Ирина регулярно получает «тройки», а Марина — высокие оценки. Но не в оценках даже дело. Уровень игры Марины, ее абсолютное попадание, «слышание» музыки и интерпретация на порядок отличаются от других сокурсниц. Ира негодует, она почти ненавидит Марину. Несправедливо! Зависть к таланту потому так невыносима, что разрыв очевиден. Непостижимость таланта в том, что не все объясняется трудолюбием, усидчивостью. Легкость, с которой творит талантливый человек, завораживает недосягаемостью и блеском. Талант иррационален, его невозможно наработать. Божий дар. Удержаться от зависти к таланту сложно, но справиться жизненно необходимо.
Женская зависть также невыносима и губительна. Сколько жизней она унесла, сколько судеб погубила. Точно сказал Оскар Уйльд: «Красота — талант женщины». А значит, Божий дар. Все та же иррациональность. Женщина во все времена делала выбор, но выбор женщины скрытый. Выбор мужчины, как завоевателя, открыт, явен. Несовпадение выбора Ее и Его, возможно, болезненно. Позиция мужского выбора ставит женщин в поле бесконечной конкуренции. Она красивее меня — какие глаза, грудь, талия, а ноги! Она стройнее, а значит, борьба с лишними килограммами мне обеспечена. Лишь пять процентов женщин имеют конституцию, удерживающую постоянный и небольшой вес, это дар им. И если ты выиграла в этой борьбе на первом этапе, то как удержать победу в борьбе с теми, кто моложе?
В итальянском языке есть два слова, которые мы переводим как «женщина» — Femina и Donna. Донна —
Любопытное наблюдение: наиболее завистливы женщины с короткой стрижкой. Дело в том, что их короткий ежик на голове чаще продиктован повышенным содержанием мужского полового гормона. Именно тестостерон отвечает за проявления духа соперничества. А от соперничества до зависти — рукой подать.
Комплекс чужой полноценности
И
Если уж так хочется сравнивать, то продуктивнее сравнивать себя самого на разных отрезках жизни. Как только вы включаетесь в подсчеты собственных плюсов и минусов — внешности, интеллекта, удачливости, вы снова и снова погружаетесь в бытие ребенка, который мучился собственной неполноценностью, а значит, зависть снова готова посетить вас. Получается, что вам так и не удается воспринимать жизнь такой, какова она есть?
Хочется пожалеть себя, поплакать над собственной судьбой, но жалость к себе оборачивается агрессией к окружающим. Они раздражают. Тогда уж лучше сократить общением с теми, кто наиболее активно вызывает комплекс неполноценности. Хотя именно в такие моменты жизни продуктивнее заняться
Согласитесь, наивно полагать, что жизнь другого человека состоит из одного бескрайнего счастья, и в ней нет места боли, лишениям, тяжелым испытаниям. Зависть оценивает все бегло, приблизительно. Иногда стоит чуть дольше задержать взгляд, задуматься. Чувство зависти подталкивает нас снова и снова заглядываться на чужую жизнь, но справляемся мы с ней, снова и снова возвращаясь к своей собственной. Ведь за нее мы в ответе?
Когда у человека появляется собственный опыт труда над собой, собственные достижения — в нем рождается понимание и признание достижения другого. Он уже знает цену успеха! Это важный момент, так как через свои достижения мы научаемся восхищаться достижениями, талантом другого человека. А это уже жизнь без зависти.
Но вернемся к началу. Если хочется погасить зависть, пока она не покрыла ржавчиной душу, не испортила общение с людьми, лучше признаться себе, чему завидуешь. Процесс избавления души от зависти начинается с этого, и решение — за каждым из нас.