Знаком ли вам термин «садовая терапия»? Это использование садоводства как способа лечения. Всем понятно: работа на свежем воздухе способствует закалке, выносливости, розовым щечкам. Но ценность приобщения детей к дачной жизни не только в этом. Уважение к живому — одна из составляющих психического здоровья ребенка. Привлекая детей к работе в саду, вы способствуете развитию у них этого чувства. Главное — наберитесь терпения.
Зачем прививать детям уважение к живому?
Важно давать ребенку серьезные поручения, принимая во внимание, конечно, его возраст и возможности. Что обычно мы просим его сделать? Убрать, найти, принести… От такой работы ребенку быстро становится скучно. А его дело должно быть серьезным, интересным, понятным и значимым.
Доверьте вашему помощнику вырастить, например, горох, заострив внимание на ответственности поручения: если он с ним не справится, все останутся без любимого лакомства. Малыш будет наблюдать, как прорастают и развиваются ростки, образуются стручки. Приобретаемые навыки в работе повышают его самооценку и веру в себя. Видя ваше отношение («вот, какой помощник у меня растет!»), ребенок и сам станет испытывать гордость за свой труд. А это значит, он начнет
Работа в саду закаляет характер ребенка. Не все всегда получается, бывают неудачи, потери, у растений и животных случаются болезни. Ребенок учится противостоять невзгодам, бороться с ними.
Моему старшему сыну было немногим больше четырех лет. Мы держали кроликов, и после холодного, дождливого июня они начали гибнуть. Для взрослого человека это непростое испытание, а для ребенка — настоящее горе! Слезы лились ручьем. Что делать? Исправлять ситуацию, конечно! И мы с ним взялись вместе улучшать условия содержания кроликов. Сколько счастья было год спустя, когда нам удалось сохранить все крольчачее потомство, защитить малышей от высокой влажности и ночного холода.
А как жалко было клубнику, которую однажды полили слишком крепким настоем помета. Потом выхаживали каждый кустик, словно маленьких деток, вместе наблюдая за успехами и радуясь выздоровлению.
Как правильно организовать труд детей на даче?
Однажды обратила внимание как мальчишка лет 14 пропалывает помидоры: машет тяпкой, будто гвозди забивает. Помидорам легче не станет от такой прополки, а вот пораниться парень может, после чего уж точно навсегда пропадет охота работать в огороде. Помочь тут могут только терпение, такт и доброжелательность взрослых. Здесь очень важен личный пример. Если вы трудитесь на земле с удовольствием, то вам легко научить этому ребенка. Ну, а если после работы вы со вздохом произносите: «Ну и науродовался я сегодня», то и результат «приобщения детей к труду» будет неутешительный.
Не работа, а игра!
Мой сын Дима, у которого уже у самого двое детей, до сих пор с улыбкой вспоминает, как на даче спасали морковку от неприятеля. Мы с ним были рыцарями, сорняки — неприятельскими войсками. Маленькие ростки моркови были такими слабыми, беззащитными, и кроме нас защитить их было некому. Еще как защитили! Главное не опоздать. Маленькие дети с удовольствием помогают нам, любят выполнять «взрослую работу». Но чем старше становятся, тем труднее привлечь и приобщить их к труду.
Работа в саду принесет огромную пользу здоровым детям. Но особенно садовая терапия необходима деткам ослабленным или тем, чьи возможности здоровья ограничены
Термин «садовая терапия» для нашего слуха непривычен. А ведь она давно признана действенным способом влияния на физическое и душевное здоровье человека.
Исторический аспект
Использование садоводства, как способа лечения, имеет долгую историю, доказательства тому найдены еще в Древнем Египте. В 1699 году Леонард Мегер, написавший книгу «Английский садовод», советовал больше времени проводить в саду, копая, сажая и пропалывая. «Нет лучше способа сохранить здоровье»,— уверял автор. С конца XVIII века многие больницы имели при себе огороды или сады. Чтобы пациенты поправлялись быстрее.
В Америке профессиональные садовые терапевты успешно работают в разных организациях, домах престарелых, тюрьмах, госпиталях, школах. Университеты Америки и Канады готовят профессиональных терапевтов. В России такая специальность пока отсутствует. Но попытки начать подобную работу уже есть.
Да здравствует принцип «сорвал ягоду — положи ее в рот»!
Принцип «сорвал — и в рот» — самый лучший. Смородина (и черная, и белая, и красная) сохраняет оптимальный витаминный состав в течение 96 часов после снятия урожая. Столько же — крыжовник и вишня. Малина и садовая земляника начинает терять полезные свойства примерно через 72 часа. Помидоры и огурцы надо постараться съесть или заготовить на зиму не позже, чем через 7 дней после уборки.
Или, к примеру, можжевельник возле дома — защитник и лекарь. Считается, что это растение защищает хозяев от негативной энергии. Выделяемые фитонциды дезинфицируют воздух, успокаивают, снимают умственное переутомление. Только за сутки можжевеловый куст может выделить в 15 раз больше живительных веществ, чем гектар лиственного леса. Если знать, как влияет на нас то или иное растение, можно избежать многих неприятностей и укрепить свое здоровье и здоровье своих детей.
Вместо заключения. В Англии сравнили продолжительность жизни людей разных профессий. Оказалось, что дольше всех живут представители духовенства. И совсем немного от них отстают, кто бы вы думали? Садовники.
Долгих вам лет жизни!