Горе от ума, или Закон Колмогорова: интеллект подавляет личность

Фрагмент из новой книги психолога Ольги Маховской «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».

Книга для родителей, «взрослых детей», которым приходится жить и растить своего ребенка в непростое постперестроечное время. Она содержит перечень устаревших воспитательных установок, которые систематически снижают шансы на счастье и успех у детей, даже когда они становятся взрослым.

Почему мы все время ошибаемся, да так что потом не складываются судьбы?

Несколько теорий было предложено ранее:

  1. Неудачные биографии взрослых вытекают из педагогической запущенности детей. Чем меньше уделяют внимания детям, тем неуверенней они потом себя чувствуют. Они постоянно «проваливаются».
  2. Люди систематически, из поколения в поколение совершают одни и те же неосознанные ошибки. Если их не отрефлексировать, не обнаружить и не исправить, люди и будут наступать на одни и те же грабли.
  3. Человек может прекрасно развиваться. Но если те, кто рядом с ним стоит на месте, это будет тормозить и его. Окружение влияет на продвижение человека. Это сопротивление трудно преодолеть. Лучше поменять окружение.
  4. Люди не хотят расставаться с детством, и сопротивляются до последнего. Им не нравится брать ответственность на себя.
  5. Ошибки — это наше национальное достояние, дань многовековой истории. Мы ими дорожим, просто потому, что они родные, понятные.
  6. Человек может получить плохое образование, ходить в неважную школу. Хотя у него и хорошие родители. Или, наоборот: у человека отличная школа, но бестолковые родители. Сбой в системе воспитания дает плохую биографию.

Каждая из этих теорий относительно верна. Но самое интересное обобщение сделал академик Колмогоров. Он пришел к выводу, что: «Бурное развитие интеллекта подавляет развитие личности человека, в результате чего он не может приспособиться к окружающему миру, адекватно оценивать людей и события».

Личность человека перестает развиваться и остается на уровне дошкольника. Представьте себе шестилетнего мальчика, который живет в мире взрослых по их законам…

Наблюдая за биографиями одаренных детей, участников олимпиад, академик Колмогоров сформулировал закон: чем выше интеллект, тем инфантильней, неразвитей личность. И мышление, и личность находятся в отношениях созависимости, реципрокности. Очень упрощенно: чем больше голова, тем менее развито тело. И, наоборот: чем больше тренировано тело, тем меньше развит мозг. Опыт выдающихся спортсменов и ученых — яркое подтверждение именно этой особенности развития личности «впадать в крайности».

То есть, если тренировать мозги, то атрофируется, останавливается в развитии личность. И правда, один из расхожих литературных типажей одаренного ученого или умника (Паганель у Жюль Верна, Лужин у Набокова, например) — это плохо приспособленный к жизни идиот, который с утра до вечера решает невообразимо сложные интеллектуальные задачи. И это единственное, что его воодушевляет. Помните, герой Дастина Хофмана в оскароносном фильме «Человек дождя» успокаивался, когда ему давали складывать в уме огромные числа?

Ошибка № 6. Смеяться над людьми, интеллект которых заслуживает зависти, «ботаниками», «очкариками».

Последствия и проблемы:

  • Мы смеемся над умниками, чтобы умалить их достижения.
  • Нам хотелось бы хоть как-то уравнять их положение с нашим. Я бы назвала это законом социального выравнивания. В людях с особыми способностями иногда видят угрозу своему Я, несправедливость — одному все, а другим ничего.
  • Умных не очень любят. Ум часто отождествляется или с везением, или с хитростью. Удачливым завидуют, хитрых опасаются и презирают.
  • В обществе нет пока культуры поддержки одаренных людей. Мы все хотели бы быть умными сами, но если это кто-то другой, наши предпочтения меняются.
  • Мы обнаруживаем, что нам легче любить бедных, несчастных, попрошаек и даже уголовников. А умные сочувствия не вызывают.

Как преодолеть проблему самому и помочь ребенку?

  • С умными нужно дружить. Как правило, они нуждаются в друге, который помогал бы в решении ежедневных задач, включая простые бытовые. Простые задачи оказываются не по плечу очень умным людям, просто потому, что они «выпадают» из их поля зрения. Они не интересны их уму.
  • Умные люди щедро делятся своими способностями. Они нуждаются в постоянном интеллектуальном напряжении. Не бойтесь их просить о помощи.
  • Если вам неуютно с таким человеком, он вам не понятен, просто сократите время общения. Но возможно, у вас на примете есть кто-то такой же «умный». Познакомьте их. Сделаете счастливыми сразу двоих. Чем выше интеллект у человека, тем труднее ему найти собеседника.

Ошибка № 7 (ошибка академика Колмогорова): Считать, что интеллектуалы исчерпали свой потенциал личностного развития.

Последствия и проблемы:

  • Это не интеллектуалы остановились в личностном развитии, это общество остановилось в своей готовности принять одаренных людей, дать им возможность реализовать свой личностный потенциал. Если мы примем на вооружение закон Колмогорова, мы поставим крест на социальной жизни особо одаренных людей.
  • Закрепится стереотип о несчастной личной жизни умных людей. Им трудно найти друзей и пару, но когда это происходит, чаще всего это искренние, прочные, преданные отношения на всю жизнь. Более того, это всегда творческий союз.
  • Люди будут сторониться умных как сумасшедших, приписывать им отсутствие морали или скрытые дурные мысли и желания. Это трагедия «умников», а не проблема, которую они несут в себе.

Как преодолеть проблему самому и помочь ребенку?

  • Ошибки общества трудно исправить отдельному человеку. Для нас для всех было бы лучше, чтобы постоянно организовывались и проводились самые разные конкурсы, а победители бы получали хороший шанс на продвижение в своей карьере или образовании.
  • Если вы депутат или министр, обратите внимание на проблемы одаренных детей.
  • Если вы воспитатель детского сада, или учитель школы, не отказывайтесь от проведения конкурсов. Наряду со школьными оценками, они помогут родителям и детям оценить шансы и выбрать профессию.
  • Помогите своему ребенку найти друга, с которым ему было бы интересно проводить время.
  • Иногда, чтобы подобрать компанию, нужно посещать кружок или клуб далеко от дома. Иногда приходится менять школу. Иногда город. А иногда страну.

Одаренные ученики вырастают в лишних людей?

Трагедия одаренных людей в России, и не только, в том, что они, как давно показала классическая литература, становятся лишними людьми. Чацкий, Онегин, Печорин — мужские прототипы. Интеллект начинает активно интересовать окружение, когда он может повысить престиж страны, или когда он может принести реальные дивиденды. Реализованный талант — сегодня это рыночный феномен. Это — проданный талант.

В СССР, начиная с 1924 года, проводились олимпиады математиков. Как и спортивные олимпиады, они всегда требовали высокой и напряженной подготовки. Судьба участников математических олимпиад показывает, что не всегда победитель выигрывал счастливую путевку в жизнь. Только в последнее время, такие дети могут выехать за рубеж и получить достойно оплачиваемую работу. Часто психика «спортсмена-математика» ломалась, и он едва дотягивал до второго курса института. Особый перепад в жизни любого спортсмена происходит после того, как он сходит с дистанции, перестает участвовать в соревнованиях. Во время соревнований, познавательный мотив спортсмена переключается на мотив высоких достижений, мотив поддержания престижа. Вместо любознательности от него требуют амбиций и самоотверженности. Талант, не подтвержденный дипломом или медалью, считается непризнанным. Это очень сильно бьет по самооценке человека.

Призеры математических олимпиад высшего уровня, ставшие известными учеными-математиками, скорее исключение, чем правило. Олимпиады высшего уровня все больше и больше напоминают большой спорт.

Последние годы китайские школьники, а также школьники из других стран Азии блестяще выступают на олимпиадах не только по математике, но и физике, химии и информатике. В чем причина такого успеха? Как и для нас, в советские времена, для стран Азии победа в олимпиаде стала вопросом национального престижа. На отбор, подготовку, поддержку участников тратятся большие деньги. Азиатские школьники очень много тренируются, полгода посвящая себя только одной дисциплине. Для талантливого ребенка из китайской провинции — участие в олимпиаде хороший шанс подняться по социальной лестнице, поехать учиться за рубеж.

Ошибка N 8. Все ресурсы личности ребенка направлять на развитие одной способности.

Последствия и проблемы:

  • Сегодняшний рынок труда требует от взрослых самых разных компетенций. У основных профессий появляется много специализаций. Чтобы вписаться в современную жизнь, нужно гораздо больше умений и навыков, чем прежде.
  • Если развивать только одну способность, ребенок вырастет дисгармоничным. Он станет мономаном, который все время будет делать одно и то же.
  • Но и это не все. Активное развитие одной способности гасит, тормозит развитие других.
  • Ребенок, время которого занято только учебой, неизбежно вырастает дезадаптантом. У него просто физически не хватит сил и времени на обычные детские игры, приобретение социальных навыков, прогулки, собственные наблюдения и размышления.

Как избежать проблем самому и помочь ребенку?

  • Даже если для подготовки уроков ребенку нужно больше времени, чем среднему ученику, помните, что ни учеба, ни работа не исчерпывает всего многообразия жизни.
  • Из прилежных учеников вырастают прилежные исполнители. Читайте литературу по работоголизму — это то, к чему вы готовите своих детей.
  • Ребенку нужно свободное время. Когда в его распоряжении комната, игрушки, бумага, карандаши, он начинает творить и придумывать. Поощряйте творчество, хвалите своих малышей за придумки. Из таких детских мастерских творчества вырастают большие жизненные проекты.
  • Дети часто начинают заниматься одним, потом бросают, и начинают что-то другое. Такая неустойчивость интересов часто — проявление поиска занятий по душе. Можно завести правило: занимаемся выбранным делом не меньше трех месяцев. Но лучше сразу помочь ребенку оценить свои способности.
  • Посетите психолога-диагноста, специалиста детскому развитию. Он поможет понять, в чем проявляются особые задатки ребенка, а в чем — его возрастные особенности.

Интеллектуальные достижения и ошибки прямо влияют на самооценку личности. Опыт неудачных решений задач снижает нашу мотивацию к достижению, уровень самооценки. Мы чувствуем себя неудачниками. Но если кто-то поддерживает нас, напоминает, что мы ценны сами по себе, и одна неудача еще не обозначает неудачную судьбу, происходит как бы амортизация удара по самооценке. Удар компенсируется.

  • 26.08.2015

Поделиться с друзьями