Ой, боюсь, боюсь или кем мы пугаем наших детей?

Автор: Татьяна Короткова

Моя младшая дочка принесла из садика новое слово: «бабайка». Надо сказать, слово это она знать не могла, в семье мы его никогда не упоминали, и бабушки им тоже не пугали. И видимо благодаря этому она бабайку-то особо не боялась, а только похвасталась, что в кладовке у них в шкафу живет такая зверушка.

Каждый из нас чего-то боится, страхи наши иррациональны, и чаще всего тянутся из детства. Это не значит, что мы, взрослые, продолжаем бояться непонятных бабаек. Детские страхи во взрослой жизни трансформируются и принимают менее ясный облик. Порой очень сложно найти истинную причину, почему человек боится темноты или высоты, или людей в белых халатах. Толчком для их возникновения может послужить все, что угодно. Страшная картинка по телевизору, не вовремя прочитанная сказка, или все же — неосторожное слово взрослого — родителей, воспитателей, или дедушки с бабушкой. Что может быть проще — утихомирить расшалившегося малыша при помощи бабайки, или упоминанием доблестной милиции. Эффект от подобных воспитательных акций обычно быстрый, малопредсказуемый и недолгий.

Ребенок не имеет такого багажа опыта и знаний, как мы, взрослые. И когда он впервые в жизни слышит о некоем загадочном бабайке, который живет в темной комнате, он в это верит (все же нет у него и опыта сомнений, и проверок). Взрослые видят, как после одной единственной фразы меняется поведение в лучшую сторону и тихо радуются неожиданно появившейся волшебной палочке. И чем мощнее эффект от этой фразы, тем больше соблазна у взрослого применять ее снова и снова. Усилий этот «педагогический» прием почти не требует, а действует быстро и почти наверняка. Не важно, кто или что будет главным героем страшилок. Самые популярные: для маленьких бабайка, для детей постарше — баба яга, милиционер или врач. Часто детей пугают и некими несчастными случаями, которые могут произойти с их телом, если нарушать некоторые правила гигиены (фраза «писька отвалится» для взрослого бессмысленна, зато вполне реальна и ужасна для маленького ребенка).

Самое ужасное в подобных страшилках, то, что долговременный эффект от них малопредсказуем. Как ни банально звучит, но маленький ребенок впитывает новые знания, как губка, и легко принимает на веру слова значимых для него взрослых, особенно — родителей. И если те вполне серьезно сообщают ему о существовании в темноте существ, которые наказывают за плохое поведение, то обычно у ребенка нет оснований не доверять. Со временем он, конечно, поймет, что в темноте ничего, кроме мебели нет, но страх перед темной комнатой или опасностью в темном углу, может остаться на всю жизнь. К тому же, восприимчивость к страхам у всех разная. Кто-то через пять минут забудет про злого дядьку-милиционера, который забирает непослушных, и продолжит беситься, а кто-то всю жизнь потом будет недолюбливать врачей, которые помимо лечения оказывается еще и воспитывают (наказывают) посредством уколов. А у некоторых особо чувствительных детей может и истерика случиться на обычную и привычную нам страшилку.

Самый неприятный эффект страшилок заключается в том, что постепенно теряется доверие к словам взрослого и соответственно подрывается авторитет. Если раз за разом обещать, что за плохое поведение забирает дядя-милиционер (что само по себе не очень красиво по отношению к людям данной профессии), а у дяди-милиционера своих дел по горло, чтоб еще и воспитанием чужих детей заниматься; то рано или поздно даже самый доверчивый ребенок поймет, что ничего ему не будет за непослушание и можно шалить дальше. Конечно, можно придумать новую страшилку, привлечь новых персонажей, но к любому, даже сильнодействующему «лекарству» рано или поздно происходит привыкание.

В жизни каждого родителя возникают ситуации, когда хочется схватиться за сильное средство — ремень или страшилку (ремень действует на тело, а вот страшилка — на психику). Когда уже нет сил смотреть или слушать, а то и бороться парламентскими методами с выходками ребенка. Каждый день наши дети проверяют нас и наши нервы на прочность. Но не стоит применять метод запугивания, тем более, запугивания абстрактного, нам не дано угадать, чем оно аукнется в будущем. Помимо этого способа, у нас есть и другие «рычаги давления» на ситуацию. Например, ребенку постарше можно предложить «сделку» или договор. А у каждого договора есть свои условия — тот, кто не ест кашу, или размазывает ее по стенам и столу, не получит сладкого или мультфимов. А тот, кто помогает маме делать уборку в комнате — получит сюрприз. Условия договора могут быть как ограничивающие, так и поощряющие. Для совсем маленьких договор вряд ли поможет, но зато хорошо помогает метод отвлечения от проблемы, переключения внимания. Главное, успеть предотвратить конфликт до того момента, когда ребенок уже не будет ничего слышать и видеть.

Каждый раз, когда с языка уже готова сорваться фраза про бабайку или злого непонятнокто, вспомните свои детские страхи, и подумайте, пожелаете ли вы их своему ребенку?

  • 19.11.2008

Поделиться с друзьями