|
«Давай поиграем» - волшебная фраза, с помощью которой можно завести новую подружку, помириться со старой, превратиться в добрую фею или капризную принцессу. На протяжении всего детского возраста основное и самое любимое занятие каждого ребенка – игра. Самого обиженного капризуля можно отвлечь и увлечь игрой, забияка может забыть о драке, а застенчивый станет уверенней в себе, догоняя и убегая от пиратов.
Долго время игра считалась пустой забавой, напрасной тратой времени. Однако, любая игра, особенно ролевая, особенно по мотивам сказок -
это простейшая социальная адаптация ребенка. Ролевая игра – это один из первых шагов «социализации» ребенка, это способ трансформации всевозможных тревог и страхов, проживания агрессии. Она, как правило, не соревновательная и не предполагает оценивания. Гораздо проще и приятней проиграть какую-то ситуацию в роли сказочного зайчика, научить его не трусить, преодолевать трудности, поговорить с лисичкой,
чем выслушать длинную лекцию о необходимости быть смелым, не бояться, уметь постоять за себя и тут же эту лекцию забыть. Ведь в детском возрасте запоминается хорошо то, что окрашено эмоциями, а в игре они, как правило, радостные.
Самый легкий и прямой путь к правому полушарию мозга, к нашим эмоциям и подсознанию – через игру, песенку, сказку. Читая сказки, играя в игры, мы накапливаем определенный запас жизненных ситуаций,
Этот запас может быть активизирован в случае жизненной необходимости, или так и останется пассивным. Но в любом случае игра стимулирует развитие творческого потенциала в ребенке.
В психотерапии есть целое направление – игровая терапия. Направление это сравнительно молодое, возникло, когда стало ясно, что практически невозможно решать личностные проблемы у детей, применяя к ним «взрослые» методы, которые применялись в психоанализе. Ведь детям сложно выразить свои переживания в словах, они не испытывают потребности копаться в своем прошлом, анализировать его и искать причины проблем. В то время как детская игра, так же как поведение взрослых,
направляется скрытыми мотивами и свободными ассоциациями. Наблюдая за игрой ребенка, строя определенные игровые ситуации, можно понять многие причины того или иного поведения ребенка, скорректировать возникшие проблемы. С помощью игры можно «прожить» заново травмирующую ситуацию, перепрограммировав ее конец на положительный. Можно смоделировать какие-либо опасные для ребенка моменты, перенеся их на куклу или сказочного героя. Например, игра «Потеряшка». Маленький зайчик (котик, петушок, кукла Маша) пошел с мамой в магазин, не слушал ее, убежал, спрятался за полку и потерялся. Обязательно нужно проиграть положительный финал –
мама отыскала зайчика, сильно обрадовалась, обняла и поцеловала. Между делом можно научить зайчика говорить реальный адрес проживания и фамилию ребенка. Внимание! У ситуации, представляющей потенциальную опасность для ребенка (сказочного героя, который проигрывает ее) должен быть положительный финал. Можно проработать правила поведения с незнакомцами – ребенок будет действовать за Красную Шапочку, которая встречает
в лесу Серого Волка,
учась отвечать «нет» на
обращение незнакомых людей.
Даже элементарная, знакомая нам всем с детства игра «В магазин» может принести много пользы – ребенок
прочувствует реальные ситуации общения с продавцами, научится счету (ведь денежки пересчитать нужно, правильно дать сдачу), если постоянно менять «ассортимент» магазина, значительно расширится словарный запас ребенка. Заодно можно предложить ребенку роль «мамы»-покупательницы, у которой имеется очень капризный ребенок, который все время просит чего-нибудь купить, полезно будет маленькой покупательнице увидеть свои действия со стороны.
Любой маме полезно будет иногда понаблюдать, не участвуя,
за игрой девочек в «дочки-матери»,
можно будет узнать много интересного, как девочки видят свои взаимоотношения с мамой, роль мамы, дети иногда очень точно копируют наше поведение.
Очень многое наблюдательной маме скажет игра «В садик», особенно, если ребенок только начал ходить в данное заведение. Словами он не выразит всей полноты картины, зато может очень хорошо показать на игрушках взаимоотношения в группе с остальными детьми, с воспитателем. К тому же, оказавшись в роли воспитателя, малыш выпустит накопившееся за день напряжение, компенсирует чувство подчинения, может быть некоторой зажатости.
Не обязательно быть психотерапевтом, чтобы применять игровую терапию на практике, достаточно просто играть с ребенком и внимательно наблюдать за его поведением. А нам, мамочкам судьба дает уникальный шанс – еще раз побывать в мире детства, переиграть заново все игры,
пережить вместе все радостные и волнующие эмоции. |
Игротерапия для мам и детей
- 11.08.2006
Поделиться с друзьями