Хорошо, когда есть выбор. В далеком советском детстве выбора у нас почти не было. Все играли в одинаковые игрушки, носили одинаковые вещи, школьную форму и ели одинаковую еду. За редким исключением тех счастливчиков, которым удавалось «достать дефицит».
Еще более строго дела обстояли со школьными учебниками и программами. Каждый день школьники по всей стране открывали одинаковые учебники и одинаковые тетрадки. Даже построение урока у учителя должно было попадать в общепринятую схему, иначе у него возникали крупные проблемы с завучем.
В наше время появилась возможность выбора. Во всем, не только в еде, одежде, отдыхе, но и в учебных программах. Государственные стандарты в образовании никуда не исчезли, и их никто не отменял. Список того, что обязательно должны знать школьники, остался прежним. Но получить эти знания теперь можно разными путями.
Так называемая традиционная система обучения никуда не пропала. По ней работает большинство школ. Учебники немного подредактировали и сделали красочней. Учителя внесли в обычные уроки элементы развивающего обучения, и получили гораздо больше свободы варьировать построение урока.
Многие школы предлагают родителям выбор для дальнейшего обучения детей — либо в «развивающих классах», либо в классах с традиционной системой.
Однако, несмотря на то, что среди родителей в настоящее время необычайно популярно именно развивающее обучение,
Эта программа проверена временем и привычна нам, родителям. Любому из нас знакомы учебники по каждому из предметов, поэтому помочь ребенку сделать уроки будет несложно.
Основа традиционной системы — это так называемые ЗУНы — блоки знаний, умений, навыков. Принцип работы в ней прост: учитель сам дает детям те самые знания, умения, навыки. Главная роль на уроке отводится учителю. Именно он раздает детям задания, представляет новый материал и закрепляет его с помощью упражнений. Дети в данном случае выступают в роли объектов, принимающих знания. Информация дается в готовой к усвоению, уже «переваренной» форме, что, конечно же, легче и для детей, и для родителей. Выполнение домашних заданий идет по знакомой схеме, отработанной на уроке. Обычно много времени процесс его подготовки не занимает. Кроме того, большинство учителей стремятся внести разнообразие в формы работы на самом уроке, заинтересовать детей, в том числе, проводя занятия в игровой форме.
Главное отличие программ развивающего обучения в том, что ребенок на уроках является не объектом деятельности учителя, а сам добывает знания. Задача учителя в этой системе обучения заключается не в том, чтобы дать ребенку знания и навыки. Его цель — дать и научить его пользоваться теми инструментами, которыми он эти знания будет добывать в дальнейшей жизни. Называют эти инструменты модным нынче словом — компетенции. Ребенок на уроке «добывает» знания самостоятельно. Учитель лишь подводит его к определенным выводам. А вот мыслить логически, находить эти выводы, соотносить разные явления жизни, наблюдать, ребенок как раз и должен научиться за свою школьную жизнь. Уроки на таких занятиях обычно проходят в интересной форме, это и путешествия, и соревнования, и полеты в космос. Но делать домашние задания часто бывает сложно и детям, и даже родителям. Родителям сложнее вдвойне: программы развивающего обучения совсем не такие, к каким мы сами привыкли за свою собственную школьную жизнь. Да и мыслить нестандартно в отличие от наших детей мы уже разучились. Поэтому многие родители жалуются, что уроки делают с детьми допоздна. Ведь привычной и отработанной схемы нет, нужно искать информацию, придумывать самим. Развивающее обучение хорошо подходит для детей нестандартно мыслящих (хотя, наверное, все дети мыслят нестандартно до той поры, пока их не загонят в рамки), хорошо подготовленных. Не секрет, многие дошкольники на протяжении нескольких месяцев ходят на курсы подготовки к школе, и уже умеют и читать, и считать, и про звезды знают. Да еще, к тому же имеют родителей, готовых вложить немало сил в процесс обучения. Бытует мнение, что эта система подходит больше для неработающих мам, у которых много времени и сил.
Такое разделение на развивающее и традиционное обучение идет чаще всего до среднего звена школы. К сожалению, пока еще не разработаны программы развивающего обучения для школьников постарше. Поэтому, закончив начальную школу, дети попадают в ту же систему, по которой учились и мы, много лет назад. Багаж знаний у них примерно одинаковый. А вот умения добывать эти знания чаще всего разные.
Но нельзя выбирать школьные программы только с точки зрения