Готовимся к письму

Период с 6 до 7 лет является самым удачным для подготовки дошкольников к письму. Ведь по мнению западних исследователей в возрасте 6-8 лет у детей активно устанавливается связь между различными анализаторами головного мозга, которые принимают активное участие в процессе письма. Так, ведущее положение занимает зрительно-моторная координация, и детям легче дается такая сложная форма речевой деятельности как письмо.

Нужно ли заниматься с дошкольником подготовкой к письму?

У взрослых людей навык письма автоматизирован, а вот для первоклассников овладение письмом — непростая задача. Обязательными условиями перевода устной речи в письменную являются достаточный уровень сформированности зрительного и слухового анализа и синтеза, пространственных представлений, двигательных функций руки. А если учесть, что стадия поэлементного написания букв в первом классе свернута до минимума, система графических упражнений в букварный период не разработана и уже с первых недель от детей требуют «безотрывного» написания слов, вопрос о необходимости подготовки старших дошкольников к письму встает очень остро.

Кроме того, количество детей с речевой патологией неуклонно растет, а количество логопедических групп регулярно сокращается. А ведь для овладения письмом существенное значение имеет степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития сказываются на качестве письменной речи. А несформированность графомоторных навыков может служить причиной моторной или кинетической дисграфии.

Учитывая то, что буквы рукописного шрифта — это различные комбинации определенных элементов, нужно помочь ребенку избежать специфических ошибок — смешения букв по кинетическому сходству (о — а, б — д, и — у, У — Ч, п — т, П — Т, л — м, Л — М, х — ж, ч — ъ, Г — Р, н — ю, и — ш, л — я, Н — К, а — д).

Подготовка ребенка к письму должна включать в себя комплекс профилактических и коррекционных мер. А для этого педагогам и родителям необходимо правильно выбрать прописи для дошкольников. Каким же требованиям они должны отвечать?

Как выбрать прописи для дошкольника?

Несколько правил, соблюдая которые, вы сможете выбрать качественные и полезные прописи для своего дошкольника:
  1. Прописи должны быть занимательными, привлекающими 5–6-летних детей интересными рисунками, которые можно обвести и раскрасить. Желательно, чтобы в рисунке ребенок прорисовал именно те элементы, которые он будет учиться писать на данной странице.
  2. Прописи должны научить ребенка находить рабочую строку, работать в ней, опускать из нее или поднимать над ней элементы букв.
  3. В прописях не должно быть элементов, которые прописываются между рабочих строк.
  4. Ни одна страница прописей не должна быть перегружена материалом для обучения письму.
  5. Прописи для дошкольников должны учить писать отдельные элементы букв, а не сами буквы и тем более слова. Элементы посложнее могут прятаться в занимательные фигурки - улитки, грибка, бантика.
  6. В прописях обязательно должны быть задания, обучающие слитному написанию различных элементов букв. При этом элементы, письму которых обучают ребенка, не должны быть более сложными, чем сами буквы.
  7. Задания прописей должны быть подготовлены педагогом, методистом, но не художником.
  8. Задания должны располагаться по степени возрастания сложности.
  9. Стрелками должно быть указано направление письма сложных элементов.

Однако, простые прописи зачастую скучны для дошкольника. Выбор велик, пробуйте, экспериментируйте. Присмотритесь к своему малышу. Может быть, ему понравятся прописи с элементмами раскраски, а кому-то глянцевые листы прописи «пиши-стирай», рисование по клеточкам. Многие дети любят не просто прописывать заданные фигурки или штрихи по строчкам, а обводить заранее нанесённые контуры. Отличное решение для совершенстовования навыка письма — лабиринты, где нужно добраться до центра рисунка или наоборот найти выход.

Дорогие родители, помните, что увлекаться рисованием в рабочей строке не стоит. Занятия должны быть в удовольствие ребенку. Дошкольник 5–6 лет не должен прописывать, даже с отдыхом, более 3–4 строчек. Ведь он проходит только начальный этап подготовки к письму. Хвалите своих детей за достижения. Придумайте систему поощрений. Например, купите лист наклеек с любимыми персонажами ребенка или просто с разными солнышками, смайликами и помечайте каждую хорошую работу. Дети очень радуются таким маленьким подарочкам, гордятся достижениями и с радостью показывают папе или бабушкам.

  • 06.04.2006

Поделиться с друзьями