Новый оперный театр открыли « с огоньком»

Автор: Лада Глыбина, специально для портала Владмама

Едкие клубы дыма поползли по театру в самом конце представления, как раз во время финальной сцены объяснения Онегина с Татьяной. Увы, проводку замкнуло совсем не из-за накала театральных страстей. Публика имела возможно оценить не только голоса оперных артистов, но и качество строительных работ.

«Гори оно все огнем!»

По Золотому мосту, прямиком к театру, помчался кортеж пожарных машин. Можно себе представить, что чувствовал в этот промежуток времени, до того, как все затушили, губернатор Миклушевский. Благо, пожарные сработали оперативно. Вопрос из зала: а если бы полыхнуло?

Вообще, кто несет ответственность за проведение массового мероприятия в здании, которое явно не довели до ума? Где, простите за подробности, в одном туалете демократично нет перегородок между унитазами. А в другом перегородки есть, зато нет дверей в кабинках! Где до сих пор что-то сверлят, кладут плитку и тому подобное… Говорите, театр начинается с вешалки? Опять не угадали. Номерки в приморском оперном по разъему не подходят к вешалкам. Благо, смекалистые гардеробщицы догадались привязывать их веревочками. Впрочем, зрители потом об этом сильно пожалели, ибо холод в зрительном зале царил кладбищенский. Так что некоторые, вконец околевшие граждане, по ходу представления без церемоний надели шапки. А то и просто сбегали с представления…

Но бог с ними, с неправильными номерками и туалетами! Все это выглядит детскими шалостями на фоне горевшего на четвертом этаже электрокабеля. Можно предположить, что если бы на открытие Театра оперы и балета прилетел, как все надеялись, президент Путин, и в лицо надымили ему, то наутро у Приморья был бы уже другой губернатор…

Самое смешное, что в субботу, 20 октября, после пожара, состоялся очередной праздничный концерт! Надо полагать, пожарные машины стояли за углом, на «товсь»…

Сама же церемония открытия представляла из себя типичную ярмарку тщеславия. Билетов в продаже не было. То есть их не было вообще! В департаменте культуры АПК решили ограничиться пригласительными. В результате на открытие театра попали преимущественно разного рода чиновники, депутаты и прочие приближенные к бюджетной кормушке граждане. Как и следовало ожидать. Страшно далеки были эти люди от оперы. Результат был налицо.

— По паре десятков человек уходило после каждой картины, — делился впечатлениями в социальных сетях краевой депутат Артем Самсонов. — Мы сидели в середине ряда, так справа от нас вообще все ушли через полтора часа. Потом другие к нам пересели. В общей сложности, наверное, четверть зрителей не дождалась окончания.

А в это время сотни истинных ценителей оперы искренне горевали о том, что им не удалось попасть в зал. Некоторые пришли к театру, надеясь чудом получить «лишний билетик».

— Как нет билетов? — возмущались горожане. — Это нечестно. Опять сделали праздник «для своих»! …

Путь в оперу перекрыли не только простым гражданам, но и целому ряду средств массовой информации. А ведь им быть на открытии полагалось просто по долгу службы. За бортом «оперного междусобойчика» осталась такие издания, как «Аргументы и Факты», радио «Лемма», ВиБиСи, и еще ряд уважаемых СМИ.

— Да гори оно все огнем! — примерно так отнеслась к открытию театра творческая интеллигенция, сходу переименовав Приморский оперный в «ЧуркИн-ОперА». — Как ходили в филармонию, так и будем ходить.

Мысль, как известно, материальна. Полагаем также, что доброе отношение культурной части жителей Владивостока к «чуркинской» опере возвращать придется долго. А результат неизвестен.

«Где деньги, Зин?»

Не смогли оценить новоявленное во Владивостоке оперное искусство и многие профессиональные музыканты, которые могли бы выступить в роли независимых экспертов.

Дело в том, что накануне открытия Театра оперы и балета заслуженный деятель искусств России, дирижер Евгений Шестаков высказался с резкой критикой в адрес руководителя Приморского театра оперы и балета Антона Лубченко. Дословно, Евгений Шестаков в своем открытом письме на имя губернатора края Владимира Миклушевского назвал Антона Лубченко «профнепригодным».

Свое мнение Евгений Шестаков основывал на видеозаписи концерта, который давался 6 октября в Приморской краевой филармонии.

«Это была карикатура, циничная насмешка над профессией дирижера. Оркестр играл, как пожарная команда, фальшиво, не вместе, не было звукового баланса между группами (в зале есть акустика, я там много раз дирижировал). Все тонуло в звуке, не было слышно написанного композитором (соло в оркестре, группы оркестра, регистры солистов и т. д.). Скрипки, альты, виолончели, контрабасы не пели, а играли жестким, задавленным звуком. В группах деревянных духовых и медных духовых инструментов отсутствовал звуковой баланс. Причина одна: профнепригодность А. Лубченко»,— написал Евгений Шестаков.

По мнению Шестакова, на должность главного дирижера оперного театра недопустимо брать человека, не имеющего профильного образования и должного опыта работы.

Напомним, предыдущие должность и место работы Антона Лубченко — художественный руководитель и дирижер Государственного академического театра оперы и балета Республики Бурятия. Однако его деятельность на этом поприще запомнилась бурятам не столько творческим достижениями, сколько постоянными скандалами.

Между тем, официальная зарплата господина Лубченко составляет прядка 170 тысяч рублей. Чуть меньше, чем у губернатора. Впрочем, есть мнение, что реальные доходы художественного руководителя театра на несколько порядков больше.

Согласитесь, на такую зарплату можно было бы пригласить дирижера, в профессионализме которого не смог бы усомниться никто. До сих пор владивостокские любители классической музыки сожалеют об изгнании Михаила Аркадьева. Однако, по всей видимости, 27-летний Лубченко кому-то оказался милее…

Другой вопрос, до сих пор повисший в воздухе: а по карману ли нам содержание оперного театра? Уже ни для кого не секрет: бюджет Приморского края трещит по швам, и надежды на помощь федерации больше нет. Золотой дождь саммита АТЭС кончился, пора привыкать жить по средствам.

Между тем, на содержание Приморского театра оперы и балета будут уходить сотни миллионов бюджетных рублей в год. Один только фонд заработной платы 14,24 миллиона рублей при штате в 573 человека. Для сравнения, в театре им. Горького эта цифра вчетверо ниже: всего 3,5 миллиона при штате в 258 человек.

Напомним, чтобы достроить дорогое оперное удовольствие, дополнительно потребовалось 1,6 миллиардов рублей, при начальной смете проекта в 2,5 миллиарда. В результате, летом краевые депутаты провели корректировку бюджета, и выделили дополнительно 515 миллионов рублей из бюджета, который трещал по швам. В фонд оперы отдали деньги ряда социальных учреждений, жизненно необходимых краевому центру. В частности, театр «съел» деньги нового морга Владивостока — 250 миллионов, предназначенных на достройку. Также отодвинули на второй план дом-интернат для ветеранов. Понятное дело, старики не поют, а большей частью стонут от невыносимо прекрасной приморской действительности.

Цирк, а не опера!

Нечего и мечтать о том, что театр станет самоокупаемым.

Опера — не хоккей. Таких очередей за билетами, как в Фетисов-холле, на Чуркине точно не будет. Любителей этого элитарного искусства у нас в городе по пальцам можно пересчитать. Любопытно будет взглянуть, за счет кого будут заполнять полуторатысячный зал. Наверняка, начнут приобщать к высокому искусству безропотных школьников и послушных матросов.

Так что, на наш взгляд, сотни миллионов на содержание оперного театра — далеко не предел. Для качественных постановок необходимы качественные голоса. Где они среди набранных артистов Приморского оперного? Очень символично, что на открытии главные партии Евгения Онегина и Татьяны Лариной исполняли не штатные певцы, а приглашенные солисты знаменитого Мариинского театра, Алексей Марков и Наталья Тимченко. За визит которых, разумеется, пришлось заплатить круглую сумму.

На открытии нам обещали, что теперь гастроли Мариинского театра в Японию будут пролегать через Владивосток. Это здорово. Однако вряд ли звездные артисты Мариинки будут приезжать к нам на субботник…

Так когда же простые граждане, а не сильные мира сего, смогут попасть в новый оперный? На сегодняшний день этот вопрос остается без ответа. Туманно говорят о паре спектаклей в месяц, однако афиши по городу не висят. Знающие люди полагают, что вряд ли в «чуркинской» опере будет зимний сезон.

Ну что ж. На всю страну протрубили об открытии очередной «потемкинской деревни». Владивостоку к этому не привыкать. Элита погуляла, деньги в размере 30 миллионов рублей на приглашенных артистов и фуршет потрачены.

А в народе к Приморскому оперному театру уже приклеилось стойкое прозвище — «погорелый». Надеемся, на сдачу с фуршета проводку все же починят? Или опять бюджет края придется перекраивать?

Поделиться с друзьями