Кто такой «Ребенок - «зритель»?

Автор: Полина Недостроева

Существует три основных типа познания ребенком окружающей действительности: «зритель», «слушатель» и «деятель». Сегодня мы говорим об особенностях развития ребенка — «зрителя» младшего школьного возраста.

Психологи утверждают, что существует три основных типа познания ребенком окружающего мира: «зритель», «слушатель» и «деятель». Нередко встречаются и сочетания, например, «зритель-слушатель», «зритель-деятель». От того, к какому типу относится ваш ребенок, зависят особенности его развития и обучения. Поговорим об отличительных качествах первоклассника-»зрителя».

Какой он, ребенок — «зритель»?

У ребенка — «зрителя» хорошо развито визуальное восприятие окружающего мира и чувство организованности. Дома он никогда не оставляет вещи и игрушки неубранными. В школе всегда поддерживает порядок на парте. Также щепетильно он относится к своей внешности и одежде — никогда не наденет мятую или испачканную вещь.

Сдержанный от природы, ребенок — «зритель» шумному общению предпочитает одиночество, но при этом вовсе не чувствует себя обделенным. Ему нравится наблюдать, как развлекаются сверстники, но сам он предпочитает играть один. Это говорит о том, что у таких детей существуют проблемы с общением.

Ребенок — «зритель» обычно обладает средним уровнем развития макромоторики, но играм, связанным с мускульной нагрузкой (футболу, бадминтону и т. п. ) предпочитает сосредоточить внимание на каком-нибудь визуальном объекте. Например, на пляже вместо купания он, скорее всего, станет рисовать на песке; в боулинге заинтересуется не игрой, а машинкой для счета очков; в парке будет спокойно сидеть на качелях и смотреть по сторонам, чтобы не пропустить ничего интересного, но за любым событием он предпочтет наблюдать со стороны, ни в коем случае не вмешиваясь в процесс, так как суета и излишний шум его пугают.

Любимые занятия ребенка — «зрителя»

Чаще всего, у детей этого типа отлично получается:

  • играть в компьютерные игры;
  • разгадывать головоломки;
  • раскрашивать картинки;
  • рассматривать журналы;
  • играть в настольные игры;
  • собирать конструктор;
  • рисовать, писать и видеть результаты своих занятий.

Это говорит о том, что у такого ребенка хорошо развита тонкая моторика и визуально-тактильная ориентация.

Особенности школьного периода

Процесс запоминания у ребенка-»зрителя» связан с визуальными образами. К началу обучения в первом классе он обычно знает довольно много слов, но значения незнакомых понятий ему удается угадать только в контексте. В процессе сложения и вычитания «зритель» мысленно представляет себе последовательность цифр и передвигает воображаемый счетчик назад или вперед.

Обычно в первые дни в школе ребенку-»зрителю» приходится трудно, поскольку он не может долго слушать объяснения учителя и начинает отвлекаться. Но при этом он не шумит и не мешает другим детям. Процесс привыкания идет медленно, но со временем ребенка начинают интересовать групповые занятия, внутреннее напряжение отпускает.

Безусловно, чисто визуальная ориентация позволяет ребенку развивать многие навыки лучше других, но она же и мешает извлекать максимальную пользу на начальном этапе обучения в первом классе.

  • 21.02.2022

Поделиться с друзьями