В настоящее время вокруг все больше появляется неговорящих детей, в том числе с диагнозом «аутизм», «алалия» и др. Растущая социальная проблема не может не тревожить специалистов. Особенно логопедов, знающих справедливость утверждения — «Речь — первое и основное условие человеческой жизни».
Не существует специфических органов для говорения — это те же органы, которые нужны для дыхания и еды. Единственное важно — определенный уровень развития мозга, его зрелость, физиологическое состояние.
За помощью к специалистам все чаще и больше обращаются родители детей с аутистическими чертами. Основная проблема и последствия этого заболевания — это отсутствие или нарушение социальных навыков, что включает и неприемлемое поведение (с точки зрения большей части социума), и отсутствие речи, и многое другое. К сожалению, пока не установлены причины аутизма, нет и специфического лечения. Для коррекции успешно применяются
Так, может, аутизм это не заболевание?
В своей практической работе мы во многом опираемся на теоретическую базу. В частности, на выводы известного российского логопатолога и логопеда Валерия Анатольевича Ковшикова. Нагляднее всего они представлены таблице:
Первичные языковые нарушения | |
---|---|
Экспрессивная алалия | Импрессивная алалия |
Вторичные языковые нарушения | |
|
|
Исходя из этого обоснования, делаем вывод, что аутизм может быть вторичным нарушением. А значит, стоит уделить более пристальное внимание первичному нарушению, а именно алалии.
Немного теории об алалии
О причинах ее наличия или развития высказываются различные мнения. Они во много зависят от научного взгляда исследователя и его специальности (невролог, психиатр, педагог и т. д.). Это очень напоминает притчу о том, как слепые мудрецы познавали слона: один, держась за хвост, сказал, что это веревка, другой, потрогав ногу, сказал, что это дерево и т. д. Для анализа и изучения алалии необходим междисциплинарный, комплексный взгляд на это нарушение.
Валерий Ковшиков в своем исследовании считает причинами алалии диффузное или фокальное поражение головного мозга в результате недостатка кислорода во время беременности, родов, а также в возрасте до трех лет. Когда повреждаются не только мозговые системы, «заинтересованные» в формировании языка, но и системы мозга, ответственные за становление разных компонентов
Для коррекции данного расстройства следует применять комплекс различных методик, а также междисциплинарный подход, сочетая медицинские,
Универсального метода нет. Но многое зависит от практических занятий с неговорящими детьми.