Малыш боится темноты. Что делать? Ответ психолога

Джин

Здравствуйте, Ксения! Мой ребенок боится находиться один в комнате. Таскает везде за собой горшок. И я не могу приучить его спать в своей кроватке. Днем он сам ложится в кроватку, я ему читаю, и он засыпает, а ночью даже слышать ничего не хочет: Буду спать с мамой с папой, а уж о самостоятельном засыпании вообще речи нет. Подскажите, пожалуйста, как быть…

Ксения Швецова

Здравствуйте, Джин!

Большинство детей боятся темноты, им сложно засыпать одним в детской комнате, они плачут, просятся в комнату к родителям. Для детей до 7 лет боязнь темноты — вполне нормальное явление. В раннем возрасте (2–4 года) дети еще не понимают, что в темноте окружающие их предметы не становятся больше, именно поэтому в темноте маленькая плюшевая собачка вдруг превращается в огромную собаку благодаря детскому воображению. Ребенку, который боится, необходимо помочь, и если сделать это правильно и вовремя, страх не возьмет верх над малышом, не разрастется в ужас, а, наоборот, будет становиться все меньше и меньше, обесценится и, в конце концов, исчезнет без следа.

Предлагаю Вам игры, в которых преодолеваются конкретные детские страхи. Они разработаны известными практическими психологами-корректорами И. Я. Медведевой, М. И. Чистяковой, Т. Л. Шишовой, А. И. Захаровым и другими.

Страх темноты

Малыша, который боится засыпать в комнате без света и находиться в темных помещениях, ни в коем случае нельзя заставлять это делать! Надо понимать, что чадо боится вовсе не потому, что растет трусишкой: все дело в его богатом воображении, которое свойственно дошкольникам и младшим школьникам. Поэтому вместе с ребенком приобретите веселенький ночничок в виде, например, волшебного гномика, который, конечно, не подпустит и близко всяких монстров! Потом, когда малыш перестанет прибегать к вам в слезах, «давайте гномику немножко отдохнуть» — отключайте ночник сначала на несколько минут, потом постепенно увеличивайте время, пока надобность в нем совсем не пропадет. Вместе с ночником можно купить красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, которые со всех сторон обнимут малыша, и никто его не обидит. И, наверное, даже не стоит об этом говорить, но все-таки не позволяйте ребенку смотреть ужасные мультфильмы, фильмы, которые не соответствуют его возрасту, тем более не надо делать это на ночь. Не провоцируйте его воображение и формирующуюся нервную систему.

«Зверушки в норке»

Лягте вечером с малышом в его постель. Включите ночник. Накройтесь одеялом и разыграйте с ним такой нехитрый сюжет. Как будто Вы маленькие мышата (зайчата, лисята…), лежите в своей уютной, любимой норке. Там, на улице, сверху, холодно, гроза, воет ветер. А Ваша норка совершенно безопасная, теплая и уютная. Никто не знает, где она спрятана и не сможет к Вам прийти. И Вы никого-никого не пустите и никому-никому не расскажете, где Ваша норка, ну, разве что папе, по большому-большому секрету.

От Вашего голоса тоже очень много зависит. Чем нежнее и спокойнее он будет, тем комфортнее будет чувствовать себя малыш. В первые несколько дней лучше всего дождаться, пока ребенок уснет. А потом предложите ему вместо себя его любимую игрушку, которой по секрету можно показать, где находится чудо-норка. Не приучайте ребенка накрываться с головой — это небезопасно!

Наутро (ни в коем случае не перед сном) можно разыграть, как норку попытался обнаружить какой-нибудь злой волк, роль волка исполнить может сам ребенок. Конечно же, у волка ничего не получится, ведь норка очень надежная.

«В темной норе»

Разыграйте с ребенком такую историю. Лиса (это Вы) пригласила Зайку (Ваш малыш) и Утенка (его изображает игрушка, а озвучивает Ваш ребенок — у него сразу две роли) в гости, заманила их в нору, пообещав угощение. Но как только зверята зашли в нору, лиса захлопнула дверь и закрыла на замок. Засмеялась и пошла, разводить огонь, чтобы сварить малышей себе на обед. Они оказались запертыми в полной темноте. Утенок сразу стал плакать и громко звать свою маму. А вот Зайчонок не растерялся и стал думать, как выйти из положения. И предложил утенку вырыть подземный ход. Они стали рыть, и вскоре в небольшую щелку проник свет. Через несколько минут друзья оказались на воле и радостные побежали домой. Лиса вернулась и чуть с ума не сошла от досады!

Норой должно служить помещение, в котором нет окон, например кладовка или ванная комната. Малыш заходит туда сам, Вы тихонько прикрываете дверь и голосом имитируете, как закрывается замок (не закрывайте ребенка по-настоящему!) Малыш «роет подземный ход», скребя пальцами по двери. Вы через некоторое время начинаете потихоньку приоткрывать дверь, чтобы в щелку проникало все больше и больше света, пока дверь не приоткроется достаточно, чтобы ребенок мог выйти. Обязательно как можно эмоциональней изобразите досаду лисы, чтобы ребенок хохотал,— он должен быть вознагражден за то, что сидел в полной темноте.

«Смелый разведчик»

Лучше, если эта игра станет эпизодом развернутой игры в войну, которую придумает папа (командир) с ребенком (разведчик или разведчица), а участвовать в ней будет вся семья, и у каждого будет свое боевое задание. Вашему чаду достанется такое. Нужно ночью, незаметно для врага, сходить на разведку. В темном помещении в разных местах раскладывается оружие. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру о состоянии вражеского арсенала. Командир награждает разведчика медалью за отвагу.

Хотела бы Вам порекомендовать книгу Т. Л. Шишовой «Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов». В ней Вы встретите много игр и сказочных приемов, которые обязательно помогут Вашей крохе победить свой страх.

Кого или чего боится кроха…

Проигрывайте, прорисовывайте, лепите страхи вместе с ребенком. Находите самые положительные и жизнерадостные окончания любой предложенной малышом страшной истории. Попросите его нарисовать, что или кого он боится. Не отходите от него сейчас, а постарайтесь проследить, какие чувства его наполняют. Если малыш не хочет даже рисовать того, кого боится, то не стоит настаивать. Очень осторожно обсудите с ним то, насколько жалкое существо на бумаге он видит. Дальше дайте волю детской фантазии, пусть он пририсовывает смешные детальки своему страху (рожки, улыбочки, бантики и др. ), разукрашивает его, главное, чтобы окончательный вариант сегодняшнего страха принял форму смешного и ничуть не пугающего существа. Предложите ему порвать бумажку с изображением существа на мелкие-мелкие кусочки или смять и выкинуть в урну. Помогите ему в этом, да и у Вас появится возможность сблизиться с ребенком, показать ему, что Вы рядом, и не боитесь, а это очень сильная и важная поддержка для малыша.

Страх можно слепить из пластилина, а после превратить в безвредную лепёшку. Помните только про осторожность. Вы не учите ребёнка агрессивности, а избавляете от страха, поэтому сами старайтесь не увлекаться и делать всё без ненужной жестокости. Будьте рядом, и пусть ребёнок почувствует, что защищён. При этом крайне важно дать ему понять, что он сам одолел страх.

  • 23.06.2008

Поделиться с друзьями