Первый год жизни: все главное, мелочей — нет!

Автор: Ольга Ильченко

Первый год жизни ребенка. Самый главный, самый интересный и, конечно, самый загадочный. Ведь к этому моменту мир маленького человечка до конца не изучен даже его самыми близкими людьми — родителями. Кто может сказать, как он воспринимает окружающую обстановку, что понимает, как запоминает и как осознает себя? Именно этот период, первый год жизни малыша, является одним из самых важных в развитии ребенка. В этот момент очень важно не пропустить тревожных симптомов, способных «затормозить» малыша и создать ему серьезные проблемы. Как избежать проблем в развитии ребенка, что должно насторожить родителей — на эти и другие вопросы корреспондента «Владмама. ру» отвечает невролог клиники вертеброневрологии и мануальной терапии Стелла Семашко.

Стелла Анатольевна, что влияет на развитие ребенка?

Какой общий вопрос! Влияет все. Ведь не зря исследователи приводят от 200 и до 400 неблагоприятных факторов, влияющих на течение беременности и на процесс прохождения родов. Надо сказать, что среди всех неврологических заболеваний в детском возрасте поражения нервной системы пренатального периода (после 28 недель беременности) составляют от 65 до 80 процентов. Вообще, проблема родовых повреждений и стара, и нова одновременно. До сих пор нет единодушия в оценке значения родовых травм на дальнейшее развитие ребенка. Ведь роды, по своей сути, это всегда травма, как для матери, так и для ребенка. И еще это огромный стресс, опять же, как для малыша, так и для его мамы. Следует знать, что процент рождения абсолютно здоровых детей крайне незначителен.

Возможно ли родителям самостоятельно понять, все ли благополучно у их малыша или все же обязательно обращаться к врачу?

Первый осмотр ребенка проводит врач-неонатолог еще в роддоме, используя для оценки шкалу Апгар и другие медицинские критерии. Но бывает так, что при выписке все достаточно благополучно, а потом, со временем, начинают проявляться отклонения. И вот их вовремя должна заметить мама. На что надо обратить внимание? Конечно, на позу ребенка, объем его движений, симметричность мимики, настроение малыша — положительный эмоциональный настрой уже может свидетельствовать о биологическом и физиологическом комфорте. Следующее, что должно привлечь внимание матери — это то, как младенец кричит. Ведь существует множество оттенков крика у любого, в том числе и здорового, ребенка, и мама со временем научится понимать, что именно ей хотят сказать. Малыш либо голоден, либо ему скучно, либо он замерз, либо у него болит животик — перечислять можно до бесконечности. Далее, родители должны обратить внимание на то, как лежит ребеночек. В норме, первые 2–3 месяца жизни у большинства детишек наблюдается физиологический гипертонус мышц-сгибаталей рук и ног. То есть, малыш лежит в кроватке с умеренно согнутыми в локтевых, коленных и тазобедренных суставах конечностями. Если же ручки и ножки плотно прижаты и почти не двигаются или, наоборот, свободно «висят» вдоль тела, уже надо обращаться к врачу. Правда, нужно отметить, что легкие, незначительные отклонения могут пройти и самостоятельно, при правильном уходе, режиме питания и дня. При средней степени выраженности неврологических отклонений предлагается комплекс мероприятий, включающих лечебный общий массаж, лечебную возрастную гимнастику на плоскости и мяче, оздоровительное плавание. В сложных случаях подключают и лекарственную терапию, физиопроцедуры, возможен и стационар.

В каком возрасте лучше показать ребенка неврологу?

По желанию мамы, сразу после выписки из роддома или же, в периоде новорожденности — в течение первого месяца.

Если же обращаться к врачу не самостоятельно? Есть какие-то положенные сроки?

Есть. Существуют декретированные сроки — в 1 месяц, в 3, в 9 и в год. Это не случайно. Дело в том, что никогда более ребенок не будет так интенсивно и качественно развиваться и меняться. Эволюционно каждый месяц мы имеем нового ребенка. Каждый месяц малыш должен учиться чему-то новому. Если мы откроем любую книгу — справочник по развитию ребенка, то обнаружим, четкое определение, что должен делать ребенок на каждом этапе развития. К примеру, 3 месяца. Здоровый ребенок в этом возрасте улыбается, гулит, свободно двигается лежа на спине и на животе, совершая различные сгибательные и разгибательные движения руками и ногами. Далее, лежа на животе свободно поднимает голову, пытаясь разогнуть руки в локтевых суставах и приподнять верхнюю половину туловища, у ребенка ярко выражен комплекс оживления, при вкладывании игрушки в ручки, малыш пытается захватить ее и удержать в течение некоторого времени. Если вы захватите ребенка за кисти и предплечья и потянете к себе, он должен активно и упорно следовать за вами и пытаться подтянуться на своих ручках, как на турничке. Кисти свободно раскрываются, выраженной кулачковой установки уже нет. При опоре на стопы, при этом вы поддерживаете ребенка под подмышки, малыш активно пытается выпрямиться и оттолкнуться от опоры. Причем, стопы должны находится в выпрямленном разгибательном положении. То есть, не поджимая пальцы и не заворачивая стопы ни в одну сторону. Во время обычной оздоровительной зарядки с ребенком этого возраста — напомню, мы говорим о 3 х месяцах — ребенок уже сильно не сопротивляется и лучше осуществляет разгибания в руках и ногах и разведения в тазобедренных суставах. То есть, налицо выпрямительно-установочные рефлексы. И это еще не все особенности развития ребенка в 3 месяца, так как условно еще выделяют неспецифичные особенности развития.

А эти навыки должны проявляться сами или же малыша можно как-то тренировать?

Ну, вообще, ребенком надо заниматься. Надо хотеть, чтобы ребенок был здоровым. А вот как заниматься и что лучше делать, можно найти в любой научно-популярной литературе по развитию ребенка. Особенно рекомендую следующие книги: И. А. Скворцова «Детство нервной системы» и Н. Г. Андреева, Л. В. Соколова «Этот удивительный младенец».

Многие мамы бояться класть ребенка на живот…

А зря. Это очень полезно, естественно, физиологично, но не после еды. Уже доказано, что дети, которых много и часто выкладывали на живот развиваются гораздо быстрее и лучше. Вреда от этого нет никакого. Вот приехали из роддома домой, переодеваете малыша и, раз, положили его на животик. Сначала на короткий срок, потом — больше и больше. Первое время ребеночек будет приподнимать голову на несколько секунд. Постепенно, он делает это все лучше и лучше. Увереннее удерживает голову. Начинает опираться на ручки. Познает мир совершенно по-другому. Ребенок начинает учиться равновесию, что потом, значительно позже, поможет ему успешнее освоить навык ходьбы. А начинается все с выкладывания на животик.

Стелла Анатольевна, если же ребенок не может сделать что-то, допустим, не хочет ползать, это является серьезной патологией?

Ну, вот так заочно, я сказать не могу. Надо смотреть ребенка. Может, это и патология, а может и особенности развития, каковы нельзя списывать со счетов — ведь у каждого ребенка есть свои особенности развития. Существует, специфические критерии здорового, нормально развивающегося младенца, на которые мы и опираемся при оценке его состояния.

Нужно ли подносить ребенка к зеркалу? Многие родители волнуются, что это негативно отразиться на развитии малыша?

Негативно это не отразиться. Подобная точка зрения больше относиться к предрассудкам, чем к здравому смыслу. Как только ребенок начинает фиксировать взгляд и следить за игрушками, его нужно подносить к зеркалу-»тренажеру». Таким образом, у него формируется и свой образ, и образ взрослого. Таким образом, получается, что зеркало — это своеобразный стимул для развития психической активности.

Кстати о развитии. Скажите, у детей до года физическое и психическое развитие идут по одному пути, или же сразу мы можем говорить о раздельном развитии? То есть, физическое — это один путь, а психическое — совершенно другой?

Как, наверное, невозможно сказать, что важнее в человеческом организме — глаза или уши, руки или ноги — так и невозможно разделить физическое и психическое развитие ребенка до года. Одно дополняет другое. Физическое стимулирует психическое. Двигательная активность развивает познавательный интерес и из движения вытекают психические функции. Да и вообще, на первых месяцах жизни движение и есть отражение общего эмоционально-психического состояния ребенка. Поэтому ребенок должен двигаться и двигаться как можно больше. Не зря раньше говорили: «движение — это жизнь». В отношении маленького человечка это утверждение верно даже больше, чем на 100 процентов. По двигательной активности мы можем судить о состоянии малыша, о том, есть ли какие-либо отклонения в развитии или же все в порядке. Впрочем, надо еще смотреть, какой это ребенок — доношенный, недоношенный или незрелый.

А незрелый — это какой?

Ну, родился немного раньше срока, плохо ест, слабо развита терморегуляция. Допустим, вы только раздели ребеночка перепеленать, а он уже замерз. Еще что? Не активно реагирует на яркие предметы, голоса и так далее. Позже начинает фиксировать взгляд, общаться с матерью. Кстати, очень часто у таких детей затягивается желтушка новорожденных. Часто у незрелых детей наблюдается отставание в развитии. Но не надо отчаиваться! При правильном уходе все наверстывается. Более того, очень часто изначально незрелые дети обгоняют своих «полноценных сверстников». Вообще, у грудничков нет ничего «конечного», есть группа риска. Так что все зависит от родителей! Еще раз повторюсь, не ждите тревожных симптомов, если вас что-то настораживает в поведении детей, сразу обращайтесь к врачу. Не нужно «закрывать глаза» и думать, что все хорошо, потом перерастет! Зачем терять время? При своевременном обращении, почти все можно исправить.

  • 09.04.2008

Поделиться с друзьями