Жизнь изменяется, а книга в самой сущности — остается прежней.
Основа книги — это материал, на котором она написана или напечатана. В древности для изготовления рукописей использовали самые различные материалы. В Индии писали на пальмовых листьях, которые высушивали и нарезали длинными узкими пластинами. На листья хорошо ложилась тушь. Страницы пальмовой книги прошнуровывали бечевкой, концы которой прикрепляли к переплету — тщательно отструганным деревянным дощечкам. К дощечкам прибивали тонкие серебряные таблички с затейливой резьбой.
Наши далекие предки, жители Великого Новгорода, Витебска и других городов Древней Руси, писали на бересте, верхнем слое березовой коры. Бересту кипятили, это делало ее прочной и эластичной. Писали на ней заостренной палочкой.
Древние римляне и греки применяли для письма деревянные таблички, натертые воском. Текст процарапывали на воске заостренной палочкой — стилем. Края дощечек можно было скрепить между собой шнурком, пропуская его через просверленные в них отверстия. Получалось некоторое подобие записной книжки, навощенные страницы которой всегда готовы к употреблению.
Люди, жившие много столетий назад в долине рек Тигр и Евфрат, применяли в качестве писчего материала глину. Из мягкой глины формовали прямоугольные плитки. На их поверхности тростниковой палочкой выдавливали значки, похожие на удлиненные треугольники — клинья. Такое письмо стало называться клинописью.
Покрытые клинописными знаками плитки обжигали в печи. Получались плоские тонкие кирпичики — «страницы» будущей книги. Конечно, скрепить эти «страницы» друг с другом нельзя, но их можно собрать в одном ящике. Так делалась глиняная книга. Глина, пальмовые листья, береста в качестве писчего материала использовались лишь в тех областях, где достать их не было проблемой.
Первым универсальным писчим материалом стал папирус. В стоячей воде и в болотах дельты Нила в изобилии росло многолетнее водное растение. Древние римляне называли его папирус. Гладкий ствол поднимался на высоту до 6 метров и здесь, высоко над водой, распахивался веселым зеленым веером. И сегодня еще папирус растет в тропической Африке. Норвежский ученый Тур Хейердал сделала из него прославленную лодку «Ра» и проплыл на ней до островов Центральной Америки.
Древние египтяне делали из папируса писчий материал, получивший то же название, что и растение. Стебли папируса очищали от тонкой коры и обнажали рыхлую, пористую сердцевину. Из нее выкраивали длинные, тонкие пластинки, которые затем укладывали на ровной доске. Сверху, перпендикулярно к первым, размещали второй слой пластинок. Мокрые еще листы прессовали, а затем высушивали на солнце. Сок папируса обладал склеивающими свойствами и прочно скреплял полосы. Когда листы высыхали, поверхность их полировали пемзой или гладкими раковинами. Изготовленный таким образом писчий материал был слабо окрашен и имел толщину до одной десятой миллиметра. Книги из папируса не похожи на наши. Материал этот хрупок и на изгибах быстро ломается. Поэтому делать книги так, как сейчас, сгибая и сшивая листы, египтяне не могли. Они обрезали листы папируса на один формат, склеивали их по краям и сворачивали в свиток. Это — одна из древнейших форм книги. Папирусные свитки, заключенные в цилиндрические коробки, стояли на полках библиотек древнего мира.
Позже, в городе Пергам, был изобретен писчий материал, который делали из кожи животных — овец, телят, козлят. По названию города его стали именовать пергаментом. По сравнению с папирусом, пергамент обладал многими преимуществами. Писать на нем можно было с двух сторон. Краска легко снимается с пергамента, его можно использовать повторно. Главное же преимущество пергамента состоит в том, что он не ломок. Его можно сгибать как угодно — это способствовало появлению новой формы книги, сохранившейся, в основных чертах до наших дней.
Форма эта: именуется «кодекс», что в буквальном переводе с латинского означает «ствол дерева», «бревно», «чурбан». Более того, когда древние римляне бранились и хотели подчеркнуть тугоумие собеседника, они называли его «кодексом», что примерно соответствует русскому «дубина».
Примерно в 11 в. в Византии появляется новый и, что самое главное, дешевый писчий материал, который в ту пору именовали бомбикином. Это — хорошо известная нам бумага. Изобрели ее не византийцы. Сюда она попала, совершив дальнее и многовековое путешествие. Изобрели бумагу в Китае примерно в 1 в. н. э. Вот как рассказывает об изготовлении бумаги китайский историк Фань Е, живший в 5 в. н. э.: комки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали и бросали в сосуд с водой, а затем взбалтывали до тех пор, пока не получалась однородная кашица. Массу эту зачерпывали бамбуковой сеткой и давали просохнуть. При этом получался гладкий, хорошо воспринимающий краску лист.
Бумага стала идеальной основой для нанесения письменных знаков. Он сделала книгу дешевой, а значит доступной. Это способствовало распространению знаний, образованности.
Бумага вроде бы материал непрочный. Тонкий лист легко разорвать, смять. Влага портит его. Он легко становится добычей огня. Но старая русская поговорка гласит: «Что написано пером, то не вырубишь топором!». А русский писатель М. А. Булгаков утверждал: «Рукописи не горят!»
Информация предоставлена сетью магазинов «Книжный червь»
по материалам первого проведенного мастер — класса
(в рамках проекта «Открой свою книжку»)