Снова в школу или кризис 7 лет

Автор: Татьяна Короткова

И вот, час пробил, вы стоите на пороге школы и держите свое чадо за ручку. А ведь несколько лет назад это же самое чадо вы держали на ручках, переступая порог роддома.

Кризис семи лет принято связывать с очередным этапом в жизни ребенка — походом в школу, повелось это еще с дореформенных времен, когда и мы сами и наши папы и мамы начали учебу в 7 лет. Очевидно, что кризис не сверяется с календарем и не приходит строго по часам, как только ребенку стукнет семь. Этот очередной кризис, который принято называть «малым» (по сравнению с кризисом 3 лет или подростковым возрастом, этот кризис действительно — «веточки») может начаться и в 6 лет, когда ребенок начнет посещать школу, а может и сместиться к 8 годам. Отнестись к нему надо как к очередной вехе пути. Иногда проявления или симптомы кризиса настолько слабо выражены или сглажено проходят, что некоторые родители и не знаю, что у их дитя кризис.

Вдруг ребенок начинает подражать взрослым, требовать одежды, как у взрослых тетенек, а не эти принцессные платья, делать что-то по дому, изображая какого-то члена семьи, иногда даже карикатурно. Часто становятся очень рассудительными и даже слегка занудливыми, могут долго и пространно рассуждать на какие-то темы, особенно это заметно в спорах с взрослыми. Теперь уже ребенок не сразу выполняет указания взрослого, а через некоторую паузу, потребовав для начала объяснения, а зачем это нужно. Иногда указания и требования взрослого просто молча не выполняются. Однако если сам взрослый имел неосторожность что-то пообещать и не выполнить, или недостаточно твердо отказать в каком-то желании, то ребенок будет очень долго зудеть и «канючить», настаивая на выполнении обещанного. Ребенок может не выполнять давно установленные правила (хитрить, скрывать невыполнение), отказываться оттого, что раньше делал. Если раньше правила, которые устанавливали для него родители, он воспринимал как часть родительского авторитета, то теперь он уже разграничивает, что правила, это всего лишь правила и пытается противопоставить свою позицию позиции остальных взрослых. Игра отходит на второй план, находятся новые интересные занятия — поделки, вышивание, при этом к старым своим занятиям ребенок относится достаточно критично, а вот новые хороши уже потому, что они новые, поэтому критике не подвергаются. Со стороны ребенка не подвергаются критике. Однако, если в роли критика выступает взрослый, особенно, родитель, то реакция может показать чересчур «громкой», неадекватной, ведь ребенок ждет, что его похвалят за успехи в новых занятиях, заметят его новые умения. Особенно остро реакция идет на критику в школьных делах, ребенок может начать обвинять родителей в некомпетентности («Ты ничего не знаешь, Анна Ивановна не так учит! …»), очень сильно обижается на равнодушие, когда не замечают его достижений. Сами капризы могут возникнуть, как реакция на неуспех (ведь не все получается сразу и хорошо), так и как порой единственная возможность привлечь внимание к своим проблемам и трудностям.

Меняется эмоционально-мотивационная сфера ребенка, появляется своя сложная внутренняя жизнь. Если раньше ребенок жил «здесь и сейчас», то теперь он уже реагирует по-другому, появляются некие ожидания, надежды, реакция на события может быть совершенно разной, в зависимости от ожиданий и притязаний, кому-то отметка «четверка» может показаться «даром небес», а для кого-то получить «четыре» — уронить свой престиж и горькие слезы весь вечер. Прежде все эмоции были мимолетными, ну сказала Катька, что у меня нос курносый, ну и что; в этом возрасте, если девочка будет достаточно часто слышать, что нос у нее курносый и некрасивый, то очень вероятно, что подобные переживания перейдут в стойкий комплекс — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или напротив, если мальчику Пете будет внушаться мысль о его исключительных способностях и прекрасном уме, то может закрепиться чувство собственной значимости, компетентности и превосходстве. Некоторые подобные комплексы, особенно, если они будут подкрепляться время от времени благодаря окружающим и их оценкам, могут надолго закрепиться в структуре личности и всю жизнь влиять на самооценку и уровень притязаний.

В 2–3 года ребёнок считает себя хорошим независимо от обстоятельств и оценки окружающих. В 7 лет всё гораздо сложнее, самооценка ребёнка полностью зависит от оценки его действий значимыми взрослыми. Именно оценка родителей, воспитателей, учителей становится внутренней самооценкой. Если преобладают положительные оценки, ребёнок считает себя хорошим, а если отрицательные — считает себя плохим. Относительную независимость самооценка приобретает лишь к 9 годам.

Теперь уже ребенок не изображает из себя суперзвезду эстрады, та самая детская непосредственность, о которой так много пишут и говорят, куда-то исчезает, прежде чем что-то сделать или изобразить ребенок подумает и скорей всего передумает. Некоторым родителям кажется, что шаг назад в развитии, ведь мысль о том, что в семье растет будущая Алла Пугачева весьма и весьма греет душу. Но на самом деле это показатель того, что психика ребенка стала еще чуточку более взрослой. Но как это ни странно частым проявлением этой черты становится кривляние, манерность, искусственность в поведении.

Один из плюсов этого периода, что дети значительно расширяют круг своих интересов, в разговорах появляются новые тему, они начинают интересоваться политикой (в меру своего разумения), откуда что взялось и как с этим бороться. Что самое приятное, экспертами во всех этих областях они считают своих родителей и именно к ним обращаются с вопросами. Чуть позже больший авторитет может приобрести учительница. Появляется интерес и к истории семьи, семейным фотографиям.

Каким бы ни был этот период, как для родителей, так и для ребенка, относиться к нему надо, как к очередному этапу, легкому ли, тяжелому ли. Это надо пережить и морально подготовиться к славному и бушующему подростковому возрасту.

  • 11.10.2006

Поделиться с друзьями