Кризис первого года можно охарактеризовать старой народной мудростью: «Сначала мы ждем пока они пойдут и заговорят, потом — когда сядут и замолчат».
К концу первого года жизни младенец значительно расширяет свои возможности в плане передвижения по квартире и изучения окружающего мира. Но родители, почти весь этот год привыкавшие к самому факту наличия младенца, воспринимают эти новые возможности сначала с восторгом («Революция, которую мы так долго ждали, свершилась!»), затем с ужасом. Ведь ребеночек, который еще совсем недавно радовался погремушкам, которые подносила ему мама, хватал папин палец, с трудом переворачивался на живот, послушно лежал в коляске, сначала встал на ножки, потом пополз (а может и наоборот), а потом и пошел. Попутно вытряхивая содержимое шкафов на пол, забивая папиным мобильником гвозди, и раскрашивая маминой косметикой стены.
Именно к концу первого года жизни родители впервые сталкиваются с очень яркими, а главное негативными с их точки зрения проявлениями личности ребенка.
Все это — лишь внешние проявления кризиса первого года жизни. Конечно, каждой маме хочется, чтобы ребенок ее был милым и послушным, смотрел, куда она показывает, делал то, что она говорит, а также не делал того, что ему запрещают. Трудно привыкнуть к тому, что у ребенка появляются свои собственные желания и интересы, часто противоречащие желаниям мамы. Но, если раньше реализация этих желаний зависела только от воли взрослых, то к 9–10 месяцу ребенок осознает, что теперь и сам многое может, и начинает активно изучать эти новые возможности. Задача мамы в этот момент — максимально обезопасить ребенку этот процесс,
Сложно в этот момент удержаться от запретов. Гораздо проще запретить ребенку брать папин телефон или мамину косметичку, нежели прятать, убирать, а потом доставать со шкафов. Запретов должно быть минимальное количество и касаться они должны, прежде всего, безопасности ребенка, например, строго — настрого запрещено засовывать
Можно попытаться найти компромисс — выделить один шкаф, и сделать вид, что ревизию в нем наводить почти можно. Полчаса спокойствия подарят маме игры с водой, а соседей спасет от затопления большая полиэтиленовая скатерть, расстеленная на полу. Мелкую моторику можно замечательно развивать, вручив ребенку пару плошек и ненужную крупу. Если предложить ребенку старый мобильник, ненужный фотоаппарат и клавиатуру, то вполне вероятно, что
Еще одна причина бесчисленных истерик со стороны ребенка — это непонимание со стороны взрослых. Трудно договориться, когда не умеешь общаться на том же языке, что и окружающие.
Самое большое разнообразие форм сотрудничества ребенку требуется в младенческом возрасте, т. к. сам он пока еще действовать не может, приходится доносить до взрослых свои желания и прихоти. Поначалу при помощи плача (папа и мама, поработайте Шерлоком Холмсом и Доктором Ватсоном), потом появляются и жесты, самый главный — указующий. А потом и автономная речь, как переходный период от безъязычного к языковому периоду развития. Прежде, чем ребенок заговорит на нашем языке, он заставляет нас говорить на своем языке. Рано или поздно, все родители проходят через период
Если сравнивать период младенчества и период активного освоения жизненного пространства, то безусловно в плане родительского спокойствия младенчество гораздо безоблачней. Но кризис на то и кризис, чтобы разрушить то, что было до него и помочь перейти на качественно новую ступеньку. Пристегните ремни, выпейте валерьянки, приготовьтесь к новым жизненным свершениям и подвигам.