Каждое утро я собираюсь на работу с волнением и трепетом. Ведь мои «ученики» — самые требовательные и самые внимательные ученики в мире. «Hello, Tanya!»,— машет мне рукой двухлетняя Сашенька. «How are you?»,— спрашиваю я. «I’ m fine!»,— звучит ответ. А вот годовалая Лизонька весело улыбается, едва переступив наш порог. Глаза у Лизы —
Это просто пошла мода на раннее развитие»,— слышу иногда скептические нотки. Нет, это не дань моде, просто сейчас другая жизнь и другие дети — потрясающие дети: умные, талантливые, сообразительные, эрудированные. Они хотят знать всё, и, причём сразу.
Тогда проводим эксперимент: вешаем карту Солнечной системы и начинаем водить по ней указкой, читая несложное стихотворенье:
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт.
Меркурий — раз, Венера — два,
Три — Земля, четыре — Марс…
Через три дня занятий не только трёхлетки, но и двухлетки с удовольствием декламировали «Звездочёта».
«Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что ребёнок может усвоить до трёх лет, впоследствии даётся ему с трудом или вообще не даётся. То, что взрослым трудно усвоить, дети усваивают играючи: иностранные языки, игру на скрипке, верховую езду, рисование. Они готовы учиться всегда»,— так начинается известная книга Масару Ибука «После трёх уже поздно». И мудрые, любящие родители это прекрасно знают. Они, не боясь испортить обои и интерьер, создают своему чаду развивающую среду: размещают на стенах квартир географические карты, плакаты с животными и растениями, таблицы Зайцева, репродукции знаменитых картин и многое другое. У таких мам в репертуаре не только пара колыбельных, но и огромное количество других песен: для зарядки, для кормления, для прогулки, про каждый месяц и про каждое животное, и даже про каждый материк:
Не живого вовсе вида
В океане Антарктида.
Но живут на ней пингвины,
Любят они дом свой — льдины.
Но раннее развитие отнюдь не предполагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта «вовремя». И немаловажную роль здесь играет эмоциональный окрас всего процесса обучения. Каждый урок в нашем центре — это маленький спектакль, где мы успеваем и попеть, и потанцевать, и порисовать, и почитать и посчитать. Пятьдесят минут занятия пролетают как один миг. И вот уже пора прощаться…В конце урока мы обязательно должны спеть Величальную, ведь старались, трудились абсолютно все:
Даниил, Даниил, да здравствует Даниил! — прославляем мы имя каждого, и каждый ребёнок понимает, что другой человек такой же уникальный и неповторимый как он сам.
Знаю, что на следующем уроке родители обязательно похвастаются
У такой мамы дети любят и хотят учиться дальше. И вполне закономерно, что в будущем из них вырастут настоящие индивидуальности: думающие, мыслящие, творящие. А в этом и заключается по большому счёту наша с вами задача.