Первое утро в Чаньчуне. В этот день мы собирались в императорский Дворец Пу И — одно из самых известных туристических мест Чаньчуня. Из отеля вышли, оленей не встретили. Но воспоминания о вчерашнем красавце еще не стерлись из памяти (Да они не стерлись и сегодня, спустя три месяца после нашего путешествия, когда нашлось время для этих заметок).
Широкие дороги — не всегда плюс
Пока добирались до места, успели ощутить на себе главную проблему столицы провинции Дзилинь —
Так что ехать к месту назначения можно очень долго. Я даже не назову этот процесс пробками… Это
Но власти Чаньчуня обещают открыть, наконец, первую ветку метро уже в 2017 году. По словам переводчика, встречавшего нас в первый день на вокзале, 4 станции первой ветки метро уже достроили и готовят к запуску. Постараемся проверить!
Вот с такими, исключительно транспортными, испытаниями мы добирались до Иператорского дворца Пу И. Он расположен достаточно далеко от центра города.
Мы ехали к месту, которое априори не могло быть радостным, веселым и жизнеутверждающим. Расскажу чуть более подробно, почему.
Последний император — судьба как колодец личных трагедий
О личности последнего императора Китая из династии Цинь написано много. Есть даже известный фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император». Он — о Пу И.
Люди
Едва ли не каждый народ на земле может рассказать миру о роли личности в истории. И рассказы эти, как правило, написаны кровью. У Пу И — своя страница в подобной жестокой исторической энциклопедии. Частично он рассказал ее сам, в автобиографической книге «От императора к гражданину». Ход событий по этой книге можно восстановить, но вот то, что творилось в душе этого человека при проживании этих самых событий — вряд ли. Он их не особо описывал. Да это и понятно. Мало кому под силу передать и выплеснуть на всеобщее обозрение гамму чувств, пережитых при принятии неоднозначных, спорных решений. Или передать ужас, боль и стыд за их последствия.
Так уж случилось, что судьба этого человека оставляла его не раз и не два на пороге невыносимого выбора — когда от твоего «да» или «нет» зависит жизнь тысяч людей. И какой бы отрезок его жизни не был взят для изучения, в нем всегда — личная трагедия. Так было с ним в ту пору, о которой принято говорить «под стол пешком ходил», когда в 2 года его объявили императором Поднебесной, практически лишив детства, и перевезли в Пекин, в Запретный город.
Так было и в его подростковом этапе — когда от императорского престола пришлось отречься. Запретный город превратился для него в Запертый. В стране началась новая политическая эра, народная. И бывшего Императора предпочитали держать за закрытыми дверями. Так было и после Второй мировой войны и отсидки в лагере для военных преступников. Пережив и лагерь, и раскаяние, и стыд, и попытки самоубийства, он все же вышел на свободу. Выходить пришлось под прицелы фотокамер и под пристальный взгляд лидеров коммунистической партии.
В итоге этот человек, сидевший
Но была в жизни этого человека и еще одна, самая страшная и стыдная пора, за которую его ненавидят. И происходило все именно в Чаньчуне.
От слабости характера — к предательству и убийству
Между периодом Запретного запертого города в Пекине в
И в этот период Пу И согласился стать императором придуманной японцами страны. Стать марионеткой. И под его «императорством» здесь творились страшные, нечеловеческие преступления против его же народа. Фашизм всегда жесток, уродлив и бесчеловечен. Но японский фашизм времен второй мировой войны превзошел все остальные формы по степени безжалостности.
Этот период стал жуткой трагедией. И память о ней хранят музеи Харбина, Даляня и Чаньчуня. Но именно здесь, в Чаньчуне, находилась столица режима и резиденция Императора Манчжоуго — того, кого в Китае, да и во всем мире знают под именем Айсен Джиоро Пу И. Японский период присутствия в Китае закончился в 1945 году. А резиденция стала Музеем в 1996. Сохранили. Отреставрировали. Берегут. И настойчиво показывают всем поколениям. Чтобы помнили.
Зеркало истории. Сгорает от стыда
Резиденция Императора представляет собой
Женская половина, как и в Запретном городе, по математическим меркам половиной не была.
Четверть от того пространства, что освоили для своих целей мужчины, в отдельном здании занимали женщины. Другой дизайн, более легкий, воздушный, светлый и солнечный. Пу И, кстати, предпочитал жить именно в женской части резиденции. Не столько потому, что его тянуло к женам, сколько потому, что боялся слежки и прослушки от своих японских «кураторов».
Запомнилось мне его зеркало.
Облупившаяся амальгама, видевшая и запомнившая образ и черты Императора, словно передавала его же раскаяние и стыд. Как бумага, сгорая, сворачивается и превращается в пепел, так и здесь — тончайший металлический слой ртути умирает, сворачивается, «сгорает» по сей день. От стыда за то, чему стал свидетелем.
О музее могу рассказывать долго, в нем очень много самых разных и интересных объектов, местечек, зон и локаций. Бомбоубежище, бассейн, остатки храма в честь японского бога Аматерасу, привезенного специально для Пу И из Японии и сожженного самими же японцами при бегстве из дворца в 1945 и многое другое, интересное для тех, кто любит и ценит историю.
Из Музея Императора — в Музей… смерти
В этом, достаточно большом комплексе зданий, служебных помещений и специальных мест, есть два, которые врезались мне в память навечно. Одно из них переполнило ужасом и ощущением присутствия смерти, а второе — наоборот, наполнило радостью жизни и любовью к ней.
При выходе из комплекса зданий Императорского дворца, билет в который обошелся в 80 юаней, вы попадаете к стенам и входу в другое здание, вход в который бесплатен. Музей истории японской оккупации. Три этажа жути. Здесь собраны документальные свидетельства всех зверств и безжалостности действий японских военных, совершенных в
Первый этаж — хронология событий. С дубляжом на английском языке. Второй этаж — примеры испытаний над жителями провинции Дзилинь: газовых камер, химического оружия, пыток. Тоже с текстами на английском. И третий этаж, который меня добил. Такого я не ожидала, ибо, даже несмотря на то, что я знала о тех фактах, которые были представлены на первом и втором этаже, об этих я не слышала и подумать не могла. На третьем этаже Музея японской оккупации нет ни одной буквы латинского алфавита. Все написано только на китайском языке. Здесь собраны факты извлечения снарядов с химическим оружием, специально оставленных, спрятанных, закопанных японцами в земле оккупированных
Снаряды эти извлекаются и по сей день. Тысячами. Ибо строится Китай очень интенсивно. И был период, когда строители не были готовы к тому, что в чистом поле, на котором бульдозеры начинают разравнивать землю для строительства жилых микрорайонов, могут вдруг разорваться задетые гильзы с ядовитыми газами.
Фотодокументы этих страшных для человеческой кожи, глаз, рук и ног последствий врезались в память, как запомнилось и невероятное количество уже извлеченных снарядов. Китайцы научились их вовремя обнаруживать, извлекать и утилизировать. Эту задачу теперь вынужденно решает целая индустрия. По сути, японцы из сороковых обеспечили страшной и опасной работой китайцев почти на целый век вперед.
Как это вообще возможно?
С этим незаданным вслух вопросом и ужасом в душе мы и вышли за пределы этих двух музеев: Дворца императора Пу И и Музея японской оккупации.
И ноги принесли нас в неожиданное место. Чаньчунь!
Чаньчунь улыбнулся
Показав кусок своей грустной истории, словно убедившись в том, что она затронула нас до глубины души, он вдруг решил напомнить о себе другими красками и впечатлениями. Он опять играл с нами, внезапно открывая
На территории резиденции Пу И есть императорский ипподром. Я видела его на схеме около билетных касс, но совершенно не ожидала увидеть здесь лошадей! «Боже, какие красивые! Ой, а почему
Того, как надо радоваться жизни! Оказывается, для этого достаточно просто и с удовольствием…поваляться в песке! Подрыгать стройными, длинными лошадиными ногами, устремленными к небу, и покататься на спине, тихонько покряхтывая от восторга!
А потом, вскочить и помчаться прочь, демонстрируя восхищенным двуногим зрителям все грацию и мощь самого красивого на свете животного.
Хотя иногда называть лошадей животными язык не поворачивается. В лошадиных глазах плещется столько ума и достоинства, что не каждому человеку дадено.
Спустя несколько секунд мои глаза увидели ЕГО. Это был
Но глядя на него здесь, в резиденции марионеточного императора Пу И, я поняла, почему он так любил бывать здесь, на своем ипподроме. Эти лошади олицетворяли для него то, чего у него никогда не было — свободы. Свободы даже там, где пространство ограничено забором ипподрома. Лошади даже здесь умудряются сохранять достоинство и оставаться свободными. А люди — нет.
И еще одна мысль застряла в голове именно здесь, рядом с императорским дворцом и Музеем оккупации: когда люди теряют человеческое лицо в борьбе друг с другом, вершиной эволюции становятся животные. Прекрасные, умные, свободные и очень гордые. Как этот, ставший для меня моим личным символом Чаньчуня,