Специалисты Приморского краевого института развития образования приглашают всех мам присоединиться к проекту «Читающая мама».
Инициатор и организатор Проекта: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА).
Проблема, на решение которой направлен проект «Читающая мама»
Особенность кризиса детского чтения XXI века в России — слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Проект «Читающая мама» направлен на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения и укрепление школьной библиотеки как эффективного элемента российской инфраструктуры чтения.
Особенность проекта
Материнское чтение отличается от школьного чтения комфортными условиями, живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге. Материнское чтение — не просто досуг, а серьезная творческая работа, как для самой матери, так и для ребёнка.
По мнению одного из авторов проекта, Ирины Тихомировой — Общие переживания и общие размышления исповедального характера — лучшие скрепы семьи. Пройдет время, ребёнок станет взрослым. Им забудутся авторы и рассказы, но чарующий голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место рядом с совестью.
Международный опыт «Читающих мам»
Проект призван объединить российские традиции привлечения к чтению с зарубежными разработками, в частности, с опытом китайских педагогов в Шанхае, где
Необходимо отметить, что еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.
Как отмечает Ирина Ивановна Тихомирова, главный разработчик программы «Читающая мама», методическая система материнского чтения, разработанная В. П. Острогорским, на опыте которого училась и духовно развивалась вся Россия, сегодня нуждается в возрождении. Она звучит особенно современно в контексте задач Общества русской словесности и Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в
Для российских мам этот проект позволит создать своеобразный хоббиклуб, клуб читающих мам, сообщество мам, которые хотят развиваться сами и развивать своих детей.
Направления реализации Проекта:
- Повышение квалификации участников Проекта через клубы «Читающих мам», школьные родительские собрания, семинары, конкурсы, сетевые площадки в Интернете.
- Создание
программно-методического обеспечения Проекта. - Создание специальных экспериментальных площадок при организациях дополнительного образования детей и школах.
- Организация сотрудничества между библиотеками, школами и другими социальными институтами в продвижении материнского чтения.
- Создание банка инновационных программ повышения квалификации участников Проекта.
- Проведение мониторингов и опросов с целью определения эффективности программ и направлений проекта.
Журналы «Читайка», «Школьная библиотека», портал РШБА
В рамках проекта выпущена книга «Добру откроем сердце», автор — Ирина Ивановна Тихомирова. В целях обучающей практики это издание cоставлено на материале российских рассказов по тематическим модулям. Среди них «Доброта», «Совесть», «Правда», «Красота», «Дружба». Сформирована концепция и логика разговора с детьми как по теме в целом, так и по содержанию конкретных рассказов. Дана подборка рабочих вопросов для обсуждения по каждому модулю. Главное внимание в цепочке
Адресованный в помощь педагогам, библиотекарям и широкому кругу родительской общественности, дайджест лучших конкурсных работ по теме Всероссийского проекта РШБА «Читающая мама — читающая страна» — это разработка и реализация интерактивных программ для обучения родителей дошкольников и школьников основам организации детского чтения в домашних условиях.
Всероссийский конкурс «Читающая мама — читающая страна»
Материнское чтение всегда отличалось живым контактом ребенка с матерью, звучанием ее голоса, возможностью задать вопрос и получить разъяснение, поговорить о прочитанном в книге.
Конкурс призван поддержать многовековую традицию материнских и семейных чтений, способствующих развитию эмоциональной близости матери и ребенка на материале книги, и создать в обществе позитивный имидж читающей матери.
Кто может принять участие? Мамы и дети любого возраста, а также бабушки и их внуки.
Какую книжку выбрать? Любую на ваш вкус — главное, чтобы и ребенок, и мама получили удовольствие от прочтения. Стихотворение или сказка, детская считалочка или рассказ, повесть или роман — мы не ограничиваем вас ни в жанрах, ни в писателях — отечественных или зарубежных.
Конкурс «Читающая мама — читающая страна» — совместный проект Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) и корпорации «Российский учебник» (ДРОФАВЕНТАНА) — создан для мам, которые хотят развиваться сами и развивать своих детей.
Конкурс проходит при поддержке Минобрнауки России и Союза женщин России.