Все мы привыкли к тому, что 1 сентября, День знаний — праздничный день. И действительно, у всех нас сегодня приподнятое настроение. Но что мы празднуем и кого мы чествуем в это день? Учителей? Некоторые из нас вроде бы дарят им цветы… Но ведь у нас есть День учителя. Учеников? Они и впрямь сегодня многие принарядились, но подарки им вроде как не дарят… а если и дарят, то
И все же День знаний — это праздник. Хотя в наши дни далеко не все любят школу, давайте поразмышляем, что нам действительно дóлжно праздновать в этот день. Начнем с того, что лежит на поверхности — сегодня мы встретились с товарищами, которых не видели все лето.
Каким бы легкомысленным это ни казалось посторонним, на самом деле — это достойная, хотя и не единственная причина для празднования начала учебного года. Ведь школа — это первый этап в жизни ребят, когда они учатся жить самостоятельно: выстраивать отношения друг с другом и с учителями. Это не легко. Не у всех это получается одинаково хорошо с первого раза. И далеко не всегда в этом виноват сам ученик… Но так или иначе, школа — это место, в некотором смысле, волшебное место, где дети становятся взрослыми. Понятно, что это очень важное место и все его обитатели очень важны. Поэтому первая в учебном году встреча тоже очень важна — ведь это как новая страница в жизни, новая страница этого трудного волшебства взросления. Надеюсь, у всех нас она будет лучше, чем предыдущая, но в любом случае — она будет другой.
Если бы праздник назывался «Днем школы» или «Днем школьных друзей», то, возможно, на этом наше рассуждение стоило бы и закончить. Однако праздник называется Днем знаний и нам стоит подумать: радуемся ли мы тому, что нам предстоит многое узнать в новом учебном году? Если
До нас дошла история о великом Евклиде. Царь Птолемей 1, человек образованный и достаточно любознательный, но, как и большинство царей, не склонный с
Познание, а тем более, получение образования, требует времени — так устроен человек…. Ведь образование не просто добавляет нам знание о
Но дело в том, что учеба — это не только труд. Это еще и радость, надо только уметь ее увидеть, быть к ней достаточно чутким. В самом деле, разве не приносит радость решение трудной задачи? Разве не приносит удовлетворение ясность понимания? Понимания того, как устроена живая клетка или того, как вращаются вокруг Солнца планеты, того, как рождались и гибли империи… Разве не здорово доказывать теорему Пифагора или решать задачу, над которой размышлял Галилей? Нужно только уметь видеть за школьным учебником живую историю человеческой мысли.
В школьном образовании реализуется одна из базовых потребностей человека: потребность в познании мира, себя и общества. Кроме школы, в наибольшей мере эта потребность реализуется человеком в науке. Стоит отметить, что теоретическое, то есть не нацеленное прямо на извлечение практической выгоды, познание всегда вызывало к себе двойственное отношение: уважение и насмешку. Уважение обычно связано со способностью ученых разобраться в важных и сложных вопросах, а насмешливое отношение — с их любопытством и кажущейся непрактичностью.
Чему же мы можем научиться у науки? Важно понимать, что интерес, умение рассуждать, другие наши стремления и навыки надо развивать и воспитывать. Интерес ученого, характер его рассуждений существенно отличаются от обывательского любопытства: ученый интересуется общезначимыми вопросами, хочет и умеет получать общезначимые, объективные ответы — научные знания. Ему, например, не интересно просто «посмотреть на прикольную бабочку» — он хочет понять, почему у этого вида бабочек именно такой окрас, какие законы природы за этим стоят, как они действуют в данном случае и т. п. Ученому приходится часто и много обсуждать свои выводы с коллегами, а порой весьма горячо спорить с ними, сохраняя при этому уважение к оппоненту, в соответствии с нормами академической этики. И не так уж редко ученому приходится обнаруживать ошибочность своих идей или выводов, исправлять их или отбрасывать и двигаться дальше… Ученому приходится быть предприимчивым и инициативным для отыскания новых путей и способов исследования, а также средств для них.
Пригодится ли научный навык честного и объективного рассуждения школьнику в жизни? Важно ли уметь увидеть мир не через призму своих сиюминутных потребностей и забот? Уметь видеть в познаваемом главное? Думается, наверняка. И не только для достижения успеха. Ведь в жизни нас ждут не только успехи, но и неудачи, обманутые надежды и ожидания. Очень важно суметь проанализировать свой опыт, подвергнуть его объективному анализу, увидеть главное…
Конечно, школьное образование — это еще не наука, это только ее преддверие. И кроме науки есть множество других достойных занятий. Но в любом случае важно помнить, что способность ценить знание, способность заниматься познанием ради самого познания — все это именно человеческие способности. В них раскрывается одна из сторон достоинства человека, как существа разумного. Школа впервые приобщает каждого из нас к этой сокровищнице, через трудности познания дает понять цену знаний. Вместе с учителем школьник проделывает путь, на который у человечества ушло не одно тысячелетие. И каждый школьный год — это еще один большой этого этап путешествия.
В добрый путь, друзья!