Продолжая тему анализа ситуации с поборами в образовательных учреждениях, редакция Владмамы решила выделить этот вопрос в качестве главного. Почему в деле сбора и расходования «добровольных пожертвований» так мало прозрачности?
Предлагаем вашему вниманию подборку родительских комментариев, посвященных этой теме. Все они взяты из одной темы форума, сопровождавшей проведение опроса родительского мнения по поводу поборов в школах и детских садах (орфография и пунктуация сохранены в пользовательской редакции).
— Я считаю поборами (причем незаконными, которые должны быть обязательно наказуемы) любое получение денег из рук в руки на ремонт и нужды школы. Подчеркну: именно на общешкольные нужды, а не на нужды класса. Школа — это юридическое лицо, у нее должен быть специальный счет, и она должна отчитываться по расходованию средств с этого счета. А все родители должны иметь возможность видеть, сколько денег собрано и на что потрачено. И любая комиссия в этом случае сможет поинтересоваться, куда «испарились» деньги со счета?
На сегодняшний день распространено явление, когда деньги собирает классный руководитель или родительский комитет. Нет достоверных сведений, сколько собрано по школе и куда потрачено. Общие слова директора раз в году на общешкольном собрании «мы отремонтировали крышу, канализацию, стоки» ничего не значат! Каждый год говорят одно и то же, но проверить объем работ невозможно, и даже не понятно — а были ли эти работы вообще в этом году? Зато мы видим, что в самых запущенных проблемах ничего не делается.
И еще не сложно подсчитать, что не может престарелый охранник (в нашей школе — пенсионер) получать такую сумму за работу, сколько нас просят сдавать на охрану.
Хоть на ремонт школы, хоть на охрану сдавать наличные деньги из рук в руки, даже без оформления, без чека, без квитанции — это глупо! Это в любом случае
Другое дело — деньги на нужды класса. Тут обычно все родители знают, сколько они сдают уборщице за мытье класса, за экскурсию или на подарки и никто не сможет потратить эту сумму не по назначению.
— Открыть кошелек и дать денег школе на ремонт кровли, потому что директор не может организовать тот ремонт должным образом за счет финансирования — это одно. а оплатить развлечение своего ребенка — это чуть иное.
— Первого учили до 7 класса в муниципальной школе — 4 кабинета от «А» до «Я» отремонтировали и оборудовали, сейчас опять такая же история, просто натуральное вымогательство, и постоянное давление на ребенка
— С болью наблюдаю, как «новые родители», приведя детей в лучшие школы, обихоженные, в большей мере, за счет родительских пожертвований «прошлых поколений», не считают нужным, в свою очередь, поддерживать учебное заведение.
— Ну, они ж в ухоженную школу пришли. Считают, как само собой разумеющееся. Если уж такие принципиальные, брались бы сами за так называемые поборы и рулили ситуацией.
— Сама являюсь членом родительского комитета в садике и собираю деньги и могу дать (и даю!) отчет за каждую копейку! И знаю точно — всё идет только и только на нужды наших детей, потому что закупаю все сама, никому деньги не отдаю и не передаю.
— Деньги в школу сдаем официально кассиру, который работает за з/п. Получаем официальную квитанцию, официальный отчет, проверяемый аудиторами и т. д.
На нужды класса деньги собираю я сама — естественно никаких квитанций у меня нет. И чеки могут быть просто как записки. Отчет в экселе сделала. Все. Дальше только выслушиваю.
— У нас в детском саду сделали квитанции на добровольные пожертвования, сумму вписывают сами родители.
— У нас берут на ремонт, охрану — наличкой, под расписку, предоставляют отчет в ворде распечатанный, официальных чеков не предоставляют. Почему у детского сада, куда мы ходили, был расчетный счет, на который, кстати, я перечисляла добровольные взносы, а в нашей школе им не пользуются? А я вам скажу, почему. Одно ведро краски покупают, а стоимость трех ведер делят между собой заказчик и исполнитель. Я за прозрачность этой системы, я готова платить, но только на расчетный счет. Если вы против, значит, вы сами только пособничаете коррумпированности системы и безволию администрации.
— Ну, у нас помимо охраны еще была вторая пустая квитанция, которая типо «добровольная» — но ее всегда требовали оплатить, плюс — сдавали деньги на канцелярию/игрушки (ок, не обсуждается), а еще на жалюзи. магнитофон, пылесос и что то еще. На жалюзи я тоже дооолго просила показать договор — показали какую то фигню сканированную…
Расходы по второй квитанции мне так и не показали, даже после письма Карпачевой. На собрании в сентябре заместитель заведующей помахала папкой — мол, вот отчеты, на что потратили, но, мол, вам не интересно. И убрала ее. А когда я за ней пришла — сказали: «Можете не платить и точка. Ничего показывать не будем!».
— Мне кажется, что лучше платить через квитанцию. Понятно, что это р/с сада
— Хочу сказать: как мне нравится в лицее Дальрыбвтуза. Заключила договор, оплачиваю ежемесячно по договору через бухгалтерию, чеки собираю, отношу в налоговую и больше никакого головняка: ни на учебники — все выдается в библиотеке, ни на воду, ни на ремонт, ни на охрану. Так же все оборудовано интерактивными досками, гардероб, туалет как в театре, все прилично. Я уже и думать забыла о
— У нас деньги собираются представителем попечительского комитета, имеющего доверенности, сумма каждому родителю называется точно — фиксированная — 3000 руб/год, а не
— А вот это уже серьезное нарушение закона, если я не ошибаюсь. Если это не добровольно и не «сколько сможешь», а обязательный платеж с фиксированной платой, то нарушается закон о бесплатном образовании. Разве это не вымогательство?
Почему для отчетности перед родителями не используются сайты?
— И еще такой момент: у всех школ есть свои сайты (обязали по закону), там есть возможность «задать вопрос директору». Я писала раза 3, но мне ни разу не удосужились ответить. Обязана ли администрация школы отвечать на вопросы родителей через сайт?
— Это уже дело для прокуратуры как несоблюдение ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
— Ну, сайт есть, а интернета нет (если только мобильный). Так что с сайтом работают из дома после работы.
— Давайте вернемся к теме поборов.
- Как выяснилось, у всех разные понятия о поборах. Но все же, есть ли способ минимизировать зло? Мне на ум ничего не приходит, кроме предложения «все деньги перечислять на спецсчет, только добровольно и сделать открытой информацию о трате денег (всех, до копеечки)».
- Вообще возможно ли это притворить в жизнь, есть ли такие школы, которые это практикуют? Если речь идет о сборах «на школу», то тут родительский комитет ничем не поможет в контроле расходов, думаю, что он даже не знает, сколько собрано со всех классов.
- Может, есть способы получше?
ПС. Формулировка «я верю, что администрация школы кристально честная», «директор знает, куда лучше потратить», и «школе деньги нужнее, чем мне» меня не устраивает.
Но я думаю, что основная проблема в том, что на школу собирают деньги незаконными методами: из рук в руки (а не на счет), дают липовый отчет (приблизительный без подробностей или вообще не дают), завышают расходы (например, на охрану собирают в 2 раза больше, чем она стоит, или за латание 1 дырки на крыше спишут сумму как за новую крышу).
Сами директора сетуют, что если собирать добровольные взносы на счет, то им это не выгодно: якобы больше суеты и проверками замучают. Т. е. они боятся, что потом можно легко проверить, куда деньги потратили!!!
Думаю, что на решение этой проблемы и направлен опрос. Поэтому и надо указывать номер школы или сада в анкете. Например, если все родители говорят о регулярных взносах, а счета у школы нет, либо там пусто, то возникает вопрос, как расходуются деньги, есть ли контроль, и что реально сделано за год. Ответить на такой вопрос сможет только прокурорская проверка. Может, хоть обяжут привести в порядок систему добровольных взносов.