С новым учебным годом всех нас!

Автор: Ольга Романова, главный редактор портала Владмама

Все-таки не зря когда-то на Руси новый год начинался 1 сентября. И, глядя на то, как сейчас развивается общество, мне, например, очевидно, что с окончанием летне-отпускного сезона и с началом нового учебного года, в нашей стране действительно, стартует и новый трудовой год.

Правда, я рассуждаю, безусловно, с позиции родителя, в очередной раз отправляющего любимую дитятку в школу. Снова закипит жизнь, снова вечерние семейные посиделки будут полны отчетов о событиях трудовой и учебной жизни, снова время сожмется в пружину повседневного цейтнота.

Летнюю леность, размеренность и медлительность снимет, как рукой. Год обещает быть сложным, напряженным и непредсказуемым. Это я не о школе, это я о жизни нашей.

Но даже школу, равно как и всю систему образования, одну из самых консервативных сфер нашей жизни, в этом году ждут перемены. Новый закон об образовании и внедрение обязательных для всех уровней образования федерального государственного образовательного стандарта изменят как жизнь педагогического сообщества, так и жизнь родительскую. Не надейтесь отсидеться на кухне или на работе, не получится.

Система переходит на новые рельсы. Так что, если вы, дорогие родители, рассчитываете на то, что вашего ребенка в школе будут учить примерно так, как учили вас, то вы глубоко ошибаетесь.

Расслабиться, переложив ответственность за образование и воспитание детей на школу, вам не удастся. Более того, подобное расслабление — противозаконно. Вся ответственность — на нас с вами, на родителях. Поэтому новый учебный год наших детей в полном смысле этого слова — это наш с вами новый учебный год.

Начните его с изучения того самого ФГОС, лишним не будет. Вот, например, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 класс) абсолютно точно иллюстрирует, что наши дети, даже закончив 4 класса начальной российской школы, явно будут лучше нас.

Тех компетенций и навыков, которые они освоят за 4 года, явно не хватает многим взрослым, нашим с вами сверстникам. Вот, например:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Вчитываясь в эти строки, я понимаю, что даже на нашем форуме, объединяющем родителей, заботливых и ответственных родителей, воспитывающих детей, развивающих их, на самом деле очень велик процент тех, кому не помешало бы снова пройти обучение в начальной школе и сформировать в себе те самые личностные характеристики выпускника начальной школы.

Наблюдая, к примеру, за тем, как иногда складывается общение в нашем форуме, я понимаю, что «доброжелательных, умеющих слушать и слышать собеседника» форумчан — вовсе не 100%. И даже не 80%, а гораздо меньше. Стандарты были другие, что ли? Или их вообще не было…

И еще, для тех, кто не любит читать первоисточники и нормативные документы, посмотрите, к примеру, вот этот список компетенций, которыми должен будет владеть к моменту окончания 4-го класса ваш ребенок:

«11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др. ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Но радостно потирать руки, рассчитывая на то, что все эти качества нашим детям привьют исключительно педагоги начального общего образования, не приходится. Без совместной работы учителей и родителей, без полного взаимопонимания и поддержки друг друга, без выработки единых требований к детям этого не добиться.

Так что, дорогие родители, приходите почаще в школу!

С новым учебным годом вас!

  • 01.09.2014

Поделиться с друзьями