Изменения в системе образования: новости из первых уст

Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов принял участие в педагогическом совещании приморских учителей. Главная тема совещания, состоявшегося во вторник, 21 августа во Владивостоке — модернизация региональных систем общего образования и обсуждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В своем выступлении Дмитрий Ливанов обозначил первоочередные проблемы в образовании и задачи, стоящие перед учительским сообществом, рассказал о том, какие изменения ждут российскую школу в ближайшее время. Отвечая на вопросы педагогов, министр выказал уверенность, что новый закон об образовании будет принят в течение 2012–2013 учебного года. «В законе впервые установлены основные особенности статуса педагогического работника — с точки зрения его заработной платы, с точки зрения его прав и обязанностей, как, кстати, прав и обязанностей учеников, родителей, то есть всех участников образовательной деятельности. Так что обязательно в этом учебном году новый закон об образовании будет принят и вступит в силу» — сказал Дмитрий Ливанов.

В разговоре о технологиях и новациях, министр рассказал, что в системе единого государственного экзамена ожидается несколько изменений. Например, в некоторых экзаменах появятся речевые компоненты. Устные задания появятся в ЕГЭ по русскому и иностранному языку, литературе. Еще одно важное изменение, которое предстоит — это переход на возможность сдачи ЕГЭ в течение всего года. Министр считает правильным, чтобы после 10-го класса, ученики могли сдать единый экзамен по тем предметам, по которым обучение завершено. Кроме того, работа пунктов приема ЕГЭ в течение года поможет разгрузить систему единого экзамена в целом и снизить нагрузку в 11 классе.

Портал Владмама предлагает вашему вниманию полный текст доклада Дмитрия Викторовича Ливанова, министра образования и науки Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, добрый день!

Мне очень приятно здесь выступать. Я в первый раз у вас в Приморье, никогда здесь раньше не был, но мне кажется, что ваш регион развивается. У вас действительно создан один из самых лучших передовых университетов в России. Вам нужно, как мне кажется, этому университету помогать и гордиться им. Он действительно этого заслуживает. И в целом, то, что связано со школьным общим образованием, мне кажется, пользуется в вашем крае поддержкой политического руководства и вниманием на всех уровнях. Хотя, безусловно, те проблемы, которые есть у вас, они есть и в других регионах, и характерны в целом для всей страны. Думаю, что вряд ли я смогу сказать вам что-то такое, что вы еще не слышали.

Мне кажется, что сейчас вам нужно заниматься тремя основными проблемами

Первая проблема — это статус учителя

Об этом тоже было сказано сегодня. Последний год, может, два года, государство сделало очень серьезные шаги по повышению престижа учительской профессии, статуса учителя в обществе. Я вам хочу сказать абсолютно точно, что курс взят на несколько лет вперед. Наша задача сделать так, чтобы заработная плата учителя была достойной, чтобы она обеспечила ему достойную жизнь и уважение в обществе. Есть абсолютно четкий целевой ориентир повышения уровня заработной платы. Естественно, что она будет отличаться от региона к региону, поскольку экономическая ситуация в наших регионах сильно различается. Но в целом, это будет, безусловно, сделано. Заработная плата — это только одна сторона проблемы, есть еще и требования к учителю. Будет разработан профессиональный стандарт для учителей. И есть, безусловно, проблемы, связанные с обновлением кадров. Нам нужно думать над тем, как сделать так, чтобы в школу приходило больше молодых педагогов. Сделать так, чтобы они приходили в школы хорошо подготовленными, потому что, к сожалению, сегодня наша система педагогического образования, как мне кажется, не работает на том уровне, который мы от нее ждем.

Вторая проблема — это инфраструктура

Многое было сделано за последние годы, вложены большие деньги, и эти вложения будут дальше продолжаться. Но могу сказать, что в целом по России у нас еще треть школ не имеют, например, системы водоснабжения, 25% школ не имеют нормальной системы канализации. Это самые элементарные вещи, которые должны быть в каждой школе. Каждый наш ребенок школьного возраста должен учиться в таких школьных зданиях, которые соответствуют современным требованиям, должен пользоваться хорошими качественными учебниками и другим учебным оборудованием, которое соответствует требованиям сегодняшнего дня, 21-го века.

И третья важная проблема — содержание образования

Наша жизнь меняется, и образование должно меняться. Мы в этих изменениях будем учитывать два обстоятельства. Первое — сохранить то, в чем мы имеем традиционно сильные позиции. Мы знаем, что у нас хорошо получается. В течение последнего десятилетия каждый год проводятся международные сопоставления уровня учебных достижений школьников между ведущими странами. Могу вам сказать, что по результатам, показанным выпускниками четвертых классов, наши школьники являются одними из самых лучших в мире по чтению и естественно-научному направлению, прежде всего, в математике. И мы знаем, почему это происходит. Наша традиция обучения чтению основана на использовании самых лучших образцов литературы, высоких образцов литературного творчества, классики. И этого нет в других странах. И нам очень важно это не потерять. А наше математическое образование по праву используется сейчас во всем мире. Все наши методики обучения детей математике переведены на иностранные языки и активно используются. И, кстати говоря, многие страны уже нас опередили в этом. Но, тем не менее, математика остается сегодня тем нашим конкурентным преимуществом, которое надо развивать.

Следующая очень важная тема — это технологии

Любой человек, который оканчивает школу, вне зависимости от того, что он дальше делает, идет ли он получать высшее образование либо средне-специальное образование или идет работать, должен владеть современными технологиями. Технологии — это то, что окружает любого человека, делает его конкурентоспособным. Нам, безусловно, нужно думать над тем, какое новое содержание должно появиться в наших школьных программах. Это нужно для того, чтобы выпускники школ обладали знаниями о современных технологиях в широком смысле этого слова. Начиная от интернета, информационных технологий, заканчивая социальным ориентированием, дизайном и т. д… Этому уделялось и уделяется внимание во всех развитых странах в течение последних двадцати лет. Нам нужно здесь догонять.

Иностранные языки

Мне кажется, это тоже та область, где мы отстаем. Вы знаете, что новые стандарты, которые сейчас приняты, подразумевают введение с 2020 года третьего единого обязательного экзамена по английскому языку. Конечно, до двадцатого года надо еще дожить, но нам нужно сейчас думать над тем, как будет изменяться преподавание иностранных языков и, прежде всего, английского языка, в наших школах. Нам нужно не только увеличивать объем преподавания, но и использовать новые технологии, новые методики, все то, что позволяет нашим детям и позволит тем, кто еще не учится сегодня в школе, а придет через год-два, выйти из школы образованными людьми. Это все задачи завтрашнего дня. А если говорить о стратегии, нам нужно думать о более далекой перспективе.

Обновление внешкольной сферы и социализация

Мы с вами прекрасно знаем, что в Советском Союзе школа была только одним из элементов социализации детей. У нас была очень развитая система дополнительного образования. У нас была очень развитая система информирования школьников, начиная от книгоиздания, специальных телевизионных программ, киноиндустрии, были целые киностудии детских фильмов. Всего этого сейчас нет. И, безусловно, школа в одиночку не потянет всю эту огромную ответственность, связанную с социализацией детей. Кроме того, изменились и сами условия взросления детей. Они уже взрослеют, как правило, не в семьях, и основное влияние, которое они испытывают, не связано с влиянием семьи, оно связано с внешними воздействиями. И нам при выработке стратегии развития надо эти изменения учитывать.

Задачи на ближайшие годы

Что мы считаем важными задачами, которые стоят перед российской системой образования на ближайшие годы? Первое — это повышение доступности. У нас в целом дело с доступностью обстоит неплохо, хорошо. Россия по уровню охвата детей образованием занимает одно из первых мест в мире. Но есть, безусловно, проблемы дошкольного образования. До 2015 года у нас будет увеличение детей в возрасте от двух до семи лет. Дальше наступит некоторая стабилизация, потом — снижение. Но уже сейчас у нас очередь — 2 миллиона детей, не имеющих места в детском саду. Поэтому проблема доступности здесь очень важна, и необходимо использовать разные инструменты повышения доступности дошкольного образования. Это не только строительство новых детских садов, что, безусловно, очень важно (но это дело дорогое), но и использование новых форм, активное использование потенциала негосударственного сектора и т. д…

Следующая важная тема — это обеспечение образовательной успешности каждого ребенка вне зависимости от его места проживания, социальной группы, к которой он относится, и т. д… Это то, что связано с социализацией, с выявлением и учетом особых групп детей — детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, детей мигрантов, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей. По отношению к каждой из этих групп, конечно, должны быть специальные инструменты, специальные меры их развития и социализации. Мы, кстати говоря, сейчас фиксируем, что у нас увеличивается дифференциация внутри образовательной системы. У нас увеличивается разрыв между наиболее хорошо подготовленными и наименее хорошо подготовленными группами школьников. В этом смысле у нас есть риск утраты в системе образования функции социального лифта. Наоборот, она сегодня находится в том состоянии, когда плохое становится только хуже, а хорошее только лучше. Нам нужны специальные меры поддержки тех школ, которые сегодня работают на уровне ниже среднего. Безусловно, очень важная тема — это образовательные программы социокультурной интеграции для детей мигрантов. Я думаю, для вашего края это особо актуально.

Качество образования — здесь очень важно не только проводить мониторинги, в том числе международные, не только совершенствовать систему единого экзамена, что мы будем делать, но понимать, что единый экзамен — это только часть системы оценки качества. Важная, значимая, но только часть. И необходимо использовать другие инструменты. Важнейший фактор качества образования — это качество человеческого капитала тех людей, которые работают в школе — учителей. Мы в ближайшее время собираемся, как я уже сказал, запустить программу модернизации высшего педагогического образования. Мы будем активно заниматься повышением квалификации учителей. Мы будем добиваться того, чтобы были созданы специальные пенсионные инструменты поддержки педагогических работников, которые выходят на пенсию, поскольку очень часто получается так, что в школах нет вакансий для молодых педагогов, даже если есть желающие среди молодых прийти работать в школу.

В целом, безусловно, очень важная тема — это использование современных технологий обучения, об этом тоже уже говорилось. Дело в том, что мы в ближайшие годы выйдем с вами на новый уровень доступности качественного образовательного контента через современные информационные технологии. Будет запущен целый ряд крупных федеральных проектов. Будет обеспечена система доступности, позволяющая каждому ученику любой российской школы получить доступ к индивидуальному персонифицированному высококачественному образовательному контенту. Лучшие российские учителя будут привлечены к работе по созданию этих информационных ресурсов. Но, безусловно, это требует не только создания самих ресурсов, но и создания инфраструктуры для доступа к ним. Это также очень важно.

Мы понимаем, что необходима работа более высокого уровня, чем тот, на котором она ведется сегодня, по развитию социальных компетенций и гражданских установок наших детей. Это можно сделать только через опережающее развитие системы внешкольного образования, дополнительного образования. Здесь есть очень много разных проблем. Отдельная проблема в сельской местности, где малокомплектные школы, где в принципе та сеть социальных учреждений, которая была создана (а были у нас отдельно школы, отдельно детские сады, отдельно какие-то социальные учреждения), она сейчас не справляется с теми задачами, которые перед ней стоят. Поэтому речь может вестись об интеграции этих разных учреждений в учреждения более широкого профиля. Важная тема — поддержка различных социальных практик школьников. Мы планируем в ближайшие несколько месяцев сделать очень серьезную работу — распространить опыт тех школ в регионах, который есть по социальному проектированию детей, по реальному включению их в социальную работу. Потому что отсутствие этих проектов, это именно то, что и толкает детей на улицу, что является причиной их девиантного поведения и т. д…

В целом, уважаемые коллеги, мне кажется, что нам сейчас очень важно не останавливаться на том уровне развития, который есть сегодня. Поскольку наше общество и экономика развивается, мир вокруг нас развивается, то и система образования должна развиваться. Когда нам кажется, что изменения нам надоели, это очень понятное чувство. Но нам нужно очень четко понимать, что изменения все равно происходят, независимо от нашего желания. И либо мы в них участвуем, и тогда можем воспользоваться их результатами, либо мы смотрим на них в качестве посторонних статичных наблюдателей, и в этом случае мы воспринимаем результаты этих изменений как неблагоприятные для нас. Я думаю, что всему педагогическому сообществу нужно втягиваться в эти изменения, активно участвовать в том, что происходит. Мы со своей стороны готовы создавать и дискуссионную площадку, и в целом — открытую систему диалога с профессиональным педагогическим сообществом.

В заключение уважаемые коллеги, перед тем, как я отвечу на вопросы, хочу вас всех поздравить с началом нового учебного года, пожелать вам того, что, наверное, является самой лучшей наградой за труд учителя, это успехов ваших учеников — успехов в их учебе, успехов в их жизни. Всего вам хорошего.

  • 22.08.2012

Поделиться с друзьями