Смысл Великого Поста. Все гораздо проще, чем нам кажется

Автор: Александра Андреенко, обозреватель портала Владмама

В понедельник 18 марта начался Великий Пост. Что мы знаем о нем, кроме того, что нельзя есть мясо, яйца и молочные продукты? Его суть не в соблюдении диеты. Все гораздо сложнее с одной стороны, но с другой — намного проще, чем многие из нас представляли. О смысле Великого Поста специальному корреспонденту Владмамы Александре Андреенко рассказал отец Ростислав, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери.

— Как появился Великий Пост, расскажите о его истоках?

— Великий Пост вырос из подготовки людей ко Крещению. Дело в том, что в древней церкви никого, как говорится, сходу не крестили. Людей, которых готовили ко входу в церковь, в христианскую общину, называли «оглашенными». Их научали христианской вере. Порой подготовка могла продолжаться до нескольких лет. Крестить оглашенных было принято на праздник Светлой Пасхи. А перед этим они должны были поститься в течение сорока дней. Этот пост и стал основой Великого Поста. Сейчас объясню, почему. Представьте ситуацию. Есть христианская община, и есть люди (оглашенные), которые желают в нее войти, стать крещеными. Они накладывают на себя достаточно тяжелые испытания, а остальные христиане просто стоят и смотрят со стороны. Это, можно сказать, давило на христианскую совесть, и разные общины, не сговариваясь, начинали поститься вместе с оглашенными, для того, чтобы их как-то поддержать. Отсюда и пошла традиция соблюдать Великий Пост.

— Как долго христиане уже соблюдают Великий Пост?

— Чуть меньше двух тысяч лет, с тех пор, как начали крестить первых христиан. То есть практически с момента рождения Иисуса Христа. Мы минусуем то, что Христос более тридцати лет прожил на Земле, и еще то время, которое потребовалось на установление этой традиции. Конкретных документальных данных, которые бы позволили установить с точностью до года начало этой традиции, не сохранилось.

— А почему пост длится сорок дней?

— Сразу хочу сказать, что в этом числе нет ничего магического. В христианстве магии нет вообще. Число сорок символично, оно имеет отношение к нескольким событиям еще из Ветхозаветной истории, которая связана с Богом. Сорок лет Моисей водил евреев по пустыне. Сорок дней особо молятся об усопших. Вообще Великий Пост длится не ровно сорок дней, к нему присоединяется еще одна неделя, которая не является постом как таковым. Это Страстная седмица — неделя перед Пасхой. Она стоит особняком во всей истории христианства, потому что это ее центральное событие. Эта неделя, в которой каждый день насыщен важными событиями (фарисеи спорят со Христом, пытаясь уличить Его в недостаточном знании Писания или провоцируя двусмысленными фразами — и уходят посрамленные, Христос изгоняет торговцев из Храма, Иуда предает Христа, Христос совершает Тайную Вечерю — первое Причастие — с учениками), начинается с того момента, как Иисус Христос входит в Иерусалим, исполняя пророчество, и заканчивается его смертью и воскресением. Отсюда, кстати, и название последнего дня недели — Воскресение.

— Есть ли правила посещения церкви во время Великого Поста? Как часто нужно ходить на службы?

— Все зависит о самого человека. Здесь нет жестких правил, только общие рекомендации. Жизнь у всех своя, свои проблемы. Может, кто-то попал в такую ситуацию, что ему нужно находиться в церкви чуть ли не каждый день. Устав церкви говорит о необходимости бывать в храме по воскресеньям и в дни больших церковных праздников вне зависимости от наличия или отсутствия поста. Эта традиция исходит еще из Ветхого Завета согласно одной из заповедей декалога, которая гласит: «Шесть дней работай, день же седьмой посвяти Богу своему». Но Великий пост имеет и свои серьезные богослужебные особенности, целый ряд интересных и важных служб, которые совершаются только Великим постом. Естественно, церковь призывает на них быть (и иначе трудно понять, вместить смысл поста в полноте), но это по желанию и возможности. Безусловно, в пост акцентируется внимание человека на необходимости участия в Таинствах — прежде всего, Исповеди, Причастия и Соборования.

Таинство Исповеди — это не что-то спрятанное от посторонних, это непосредственное влияние Бога на человека через молитвы. В чем главное отличие работы психолога и священника? Психолог разбирает пороки человека, может дать совет, раскладывает все по полочкам, помогая человеку самому разобраться со своими проблемами. Священник же не обладает такой квалификацией, к нему человек идет за прощением греха, которое происходит в процессе прочтения над человеком разрешительной молитвы. Это значит, что Бог оказывает непосредственное таинственное действие на душу человека, которое имеет исцеляющий характер.

Таинство Соборования помогает человеку справляться с болезнями, в том числе и телесными. Ведь очень часто наши телесные болезни являются проекциями наших душевных и духовных проблем. В Великий Пост есть традиция, когда люди довольно активно собираются в специально выделенный день в церкви, чтобы участвовать в Таинстве Соборования. Для сильно больных людей, конечно, такие таинства проводятся в любое время года.

И, конечно, самое главное — это Таинсво Причастия. Но не все знают и понимают, что это такое и насколько это полезно и действенно для человека. Это самый центр в жизни церкви. Суть причастия — соединение со Христом. В Великий Пост Таинство Причастие проводится в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Это самое главное ограничение Великого Поста, ведь в обычные дни причащаться можно ежедневно.

— Как можно узнать расписание служб в Великий Пост?

— Сейчас это не проблема. Мы расписание заранее вывешиваем, в храм можно позвонить по телефону. Еще у нашего храма есть свой сайт. Интересный. Так что, заходите, пожалуйста, там вся информация есть.

— Расскажите в чем главная идея и смысл Великого Поста?

— Главная идея Великого Поста в том, чтобы человек перенес акцент своего внимания с жизни внешней на жизнь внутреннюю. Смысл в том, чтобы повернуть человека к тому, что мы в общем называем духовной жизнью. Пост — это время покаяния. А что такое покаяние? Это способность человека еще раз на себя посмотреть и что-то в себе изменить и исправить. Главный смысл даже не в том, чтобы увидеть свои грехи, а чтобы вооружиться на борьбу с грехом. Пост — это только начало.

— Что вы подразумеваете под грехом?

— Православие понимает грех не в юридическом смысле. Это не нарушение законов, за которое человек должен получить наказание: сесть в тюрьму, выплатить штраф и т. п. Грех — это некоторое духовное повреждение, болезнь, рана, которые человек наносит собственной душе. И такая душа требует лечения.

Приведу пример. Допустим, я на кого-то обиделся, пусть даже справедливо. Кому от этого стало хуже? В первую очередь, мне. Ведь человек, нанесший обиду, мог не придать этому значения, мог про это давно забыть, а я страдаю, переживаю. Обида — это как камень, который человек положил в свою душу и может его таскать годами и даже десятилетиями. Возникает вопрос, зачем мне это? Получается, кто-то нанес мне эту рану, а я, вместо того, чтобы ее залечить, постоянно расцарапываю, не даю зажить. Это бесполезная духовная работа, она не способствует моему исцелению, а наоборот, приводит ко внутреннему загниванию. Получается, что обида — это грех, из-за которого болеет душа.

Обида, гнев, зависть, гордыня и т. д.— это все наши грехи, мусор, который наносит большой вред душе, в которой он загнездился. И когда мы говорим о покаянии в Великий Пост, то мы подразумеваем желание человека постараться избавиться от всех этих вещей, или, по крайней мере, начать путь по их искоренению.

— Для чего нужны ограничения в еде и поступках во время Великого Поста?

— Постная диета, какие-то физиологические ограничения, особое количество молитв — ни в чем этом какого-то самодовлеющего смысла нет. Все это можно рассматривать как некоторые духовные упражнения, которые помогают человеку заглянуть внутрь себя.

— Но все же, какие нужно соблюдать ограничения? Например, не веселиться, не слушать музыку, не играть в компьютерные игры, не смотреть телевизор, не наедаться и т. п.

— Дело в том, что в Пост нет ограничения ради ограничения. Смысл не в том, чтобы просто отказать себе в каких-то удовольствиях. Получается что? Когда человек накладывает на себя строгую диету, ограничивает себя в развлечениях, к которым давно привык, то он просто на протяжении всего Поста мучается и ждет, когда все это закончится. А потом начинается «дым столбом, хвост трубой»… Ограничивать себя таким образом абсолютно бессмысленно. Все ограничения в Великий пост накладываются на человека ради того, чтобы у него было больше пространства для внутренней работы над собой. А если человек эту работу не ведет, то все внешние ограничения абсолютно пусты, бесполезны и могут быть даже вредны для здоровья. Часто бывает, что люди даже зарабатывают болезни на ненормальной диете, которая для их организма просто противопоказана.

Каждый человек должен сам для себя решить, зачем он собирается поститься. Если его главная цель — сбросить лишний вес, или очистить организм от шлаков — ради Бога, можете соблюдать диету. Только нужно понимать, что к христианству это не будет иметь никакого отношения. Так вы Богу не угодите!

— Значит, человек может работать над собой, но при этом так же продолжать веселиться и развлекаться?

— А так же уже не получится! Тут смысл в чем? Если я настраиваюсь на покаяние, начинаю видеть свои грехи, то мне становится немножко не до веселья. Если вы всерьез решили подойти к искоренению какого-то своего порока, то сами не захотите ни веселиться, ни наедаться, вы ограничите себя от всего этого разумно, с пониманием того, что Бог для вас — не пустой звук. И то время, которое вы раньше тратили на веселье и развлечения, в Великий Пост вы освободите для поисков нового себя, на залечивание душевных ран, на исцеление духа.

— Объясните, для чего вообще человеку нужен Великий Пост?

— Бывают ситуации, когда именно в этот Пост нужно пересмотреть всю свою жизнь. В любом случае, если человек приходит к Посту, он должен для себя решить: «А чего я хочу с помощью этого Поста добиться?» Например, у человека испортились отношения с кем-то из близких, и он ставит задачу помириться с ним за время Великого Поста. Или человек, злой на язык, ставит себе задачу научиться себя контролировать: не обижать других людей, не грубить. Чтобы добиться эффекта, придется многое в жизни пересмотреть и исправить. Сходить в церковь, попросить совета у священника, пообщаться с людьми, у которых были подобные проблемы, но они смогли их одолеть, почитать соответствующую литературу, зайти, в конце концов, в интернет за нужной информацией. Способов много.

Поэтому Великий Пост нужен человеку для того, чтобы в течение этих сорока дней найти силы себя изменить в лучшую сторону, избавиться от своих грехов, чтобы и после Поста не злиться, например, не раздражаться, не обижаться и т. д. А в следующем году вы исправите еще один свой порок, потом, третий, четвертый, десятый. Ведь у нас очень много грехов, за один год всех не исправить.

________

Так что не стоит в Великий Пост изнурять себя постной диетой, отказываться от любимых занятий и закрываться на сорок дней от всех земных благ. Просто попытайтесь за это время стать немного лучше, добрее, терпимее, помиритесь со своей свекровью, перестаньте завидовать лучшей подруге, простите того, кто вас давно обидел. И найдите время сходить в церковь хотя бы один раз за эти семь недель. Тогда Великий Пост пройдет для вас плодотворно.

Как постятся дети, беременные и кормящие женщины? Вся правда о Календаре Великого Поста. И как себя вести за праздничным столом во время Поста? Читайте скоро…

  • 25.03.2013

Поделиться с друзьями