В предыдущем разговоре мы затронули тему адаптации ребенка к детскому саду, заострили внимание читателей на том, как оптимальнее всего вести себя родителям в этот сложный для малыша период жизни. Сегодня мы продолжаем размышления и наблюдения на эту тему.
Давайте разделим два простых понятия. Подготовка и адаптация. Подготовка к детскому саду малыша зависит от мамы. Важные навыки самостоятельности не возникают вдруг, сами по себе. Их надо прививать и развивать. Одеваться, самостоятельно кушать, вовремя ходить на горшок. К примеру, одевание может стать игрой довольно рано. Если чуть более осознанно относиться к происходящему процессу. Да, взрослые ловчее, они всегда спешат, им проще одеть, пока малыш стоит в позе витрувианского человека. Но если чуточку снизить уровень суеты, можно построить вместе с малышом одну из опор для его самостоятельного будущего. Например, продумать удобный в эксплуатации гардеробчик.
Идем далее. Он умеет кушать? Это, кстати, сложный вопрос, ведь в том, как мы едим, что и когда, отражена система наших взаимоотношений с миром. Для меня это часть диагностики и ответы на многие вопросы взрослой (!) человеческой натуры. Но для малыша это, в первую очередь, приобщение к культуре познания мира и себя. И не стоит сводить все к умению держать ложку в руке. Это лишь начало! А дальше следует продолжение процесса познания. С полутора лет можно приступать к обучению навыку владения вилкой. Но самое важное — научить понимать собственные вкусы (без капризов), кушать красиво в обществе близких людей. Чувствовать вкус и удовольствие!
Тему насилия в еде пока отложим, хотя докармливание, насильное кормление, вылавливание сына или дочери
Об использовании горшка, как особом навыке, всегда говорим отдельно и очень подробно. Приведу один пример в изложении мамы:
— У моего почти трехлетнего сына проблема с горшком. Как только начал понемногу привыкать к горшку, в саду его сильно отругали за то, что он сходил в штаны, и началась наша проблема. Малыш начал прятаться, на горшок не садился вообще, не давался себя мыть — боялся.
Мы забрали его из сада, немного он побыл дома, потом мы пошли в другую группу. Воспитателей о нашей проблеме предупредили. Сначала все было хорошо, мы понемногу преодолели его страх, наметился небольшой прогресс.
Но недавно сына опять наругали в саду за грязные штаны, назвали бессовестным.
Сейчас он очень переживает, боится ходить в сад и боится там какать. Терпит до дома, иногда по два дня не ходит в туалет. Несколько дней повторяет, что он бессовестный и плохой (мы ребенка никогда не обзываем и стараемся объяснять, почему он сделал неправильно и как надо). Каждый вечер спрашивает, пойдем ли мы завтра в садик и каждое утро слезы.
Мне с одной стороны хочется забрать ребенка из садика на время, а с другой кажется., что проблему нужно решить, а не убегать от нее.
Это «больная тема» для воспитателей, но не о них, в конце концов, мы должны заботиться в первую очередь. Когда ребенку приходится терпеть, когда он наживает себе запор, вызывающий интоксикацию
В детский сад идет ребенок. Но готовиться к этому надо и взрослым
Что лучше, чувствовать себя замечательной
Еще одна больная тема. В садик придется вставать рано утром, а для этого нужно вовремя лечь спать. Знаю, что по этому поводу существует огромное множество объяснялок. И что это особенно тяжело дается семьям, где самое интересное начинает происходить после восьми вечера. Тот самый случай, когда взрослым надо пойти навстречу ребенку, помочь ему пообщаться с папой и мамой, услышать сказку, угомониться и заснуть вовремя. Иначе он так и не заснет. Да и ритмы взрослых могут звучать тише ради любимого ребенка.
О привычке спать с мамой с самого рождения стоит поговорить отдельно.
К чему нужно быть готовыми
Об этом важно знать, ведь мы так одиноки в своих переживаниях. Адаптация малыша в первый месяц может выглядеть на взгляд мамы ужасающей. Видеть слезы, от хныканья и причитаний, до громкого плача, вынимающего душу. На голову маленького человека обрушиваются страхи. Он боится, что мама ушла и не придет. Он боится, когда воспитатель смотрит грозно и холодно.
Ваше главное состояние в этот период — терпение и еще раз терпение. И понимание, конечно, что это временно. Не тревожьтесь, если ваш малыш почти не общается с другими детьми. Ребятишки такого возраста пока не умеют включаться в коллективное взаимодействие. Они играют не вместе, а рядом.
Во время игр все признаки переживаемого стресса напоминают о себе. Иногда и игрушки теряют привлекательность. Малыш сидит в стороне. Но постепенно его вылазки в игровой комнате на ковер к сверстникам станут более смелыми. Добрый знак, если ваш ребенок откликается на слова воспитателя, выполняет его указания. Хорошо, если он заговорит с воспитателем о том, что ему нужно сказать, спросить, узнать.
Не удивляйтесь, если в этот период ребенок забыл то, что уже умел.
В этот период придется быть терпимее и к капризам. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.
Пусть в садик с ним пойдет и любимая игрушка — кусочек домашней жизни.
Вспоминая ежеутренние слезы малышей, хочу пожелать всем мамочкам и малышам спокойного утра. Будьте спокойны — малышу будет легче. Будьте настойчивы, ведь отказаться от садика невозможно, как невозможно отказаться от взросления. Однако, играть, шутить и разговаривать можно и нужно.
Важный момент: кто провожает малыша? Бывает так, что с папой проще расставаться, чем с мамой. И это стоит использовать в первые месяцы. Только не говорите, что вы «скоро» придете. Для малыша такого возраста «скоро» — это минут через пять, ну, пятнадцать. Проще сказать, что после сна, после полдника.
Хороший воспитатель
Постараемся не выходить из простой логики малышей, да и многих взрослых, чего уж там. Хороший воспитатель — это тот воспитатель, который хорошо относится к малышу, причем, именно к нашему малышу. А плохой воспитатель, соответственно, тот, который к нему плохо относится. На воспитателей нам сложно влиять, поскольку у них наши дети. Тогда давайте зайдем с другой стороны. Поможем малышам!
Например, постараемся не отзываться дома плохо о воспитателях и садике, думая, что это делать можно, раз ребенок ничего не понимает. Допуская это, мы сами сеем тревогу, которая еще даст о себе знать.
И уж точно не стоит пугать садиком, если малыш плохо ведет себя на выходных. Не надо нотаций и криков, если он плачет при расставании. Привыкнет! И это пройдет.
Просто подумайте о садике заранее. И думайте о нем хорошо. Ведь это настоящий выход в общество для ребенка. Торжественности меньше, чем в первом классе, но проблем примерно столько же.
Желаю вам терпения, любви и уверенности, что это всего лишь путь. А может быть всего лишь ступенька!