Резиденция Иситани: чем может быть интересен этот музей?

В цикле очерков про путешествие в Тоттори и Симанэ будет несколько отдельных историй, объединенных неким тематическим стержнем. На него, как в детской пирамидке, будут нанизываться все новые и новые разноцветные колечки смыслов и впечатлений. Будут тут и рассказы с рекомендациями «Обязательно для посещения вместе с детьми», «Удивительное по красоте место», «Места отдыха для любителей активного образа жизни».

Сегодняшний рассказ станет первым в пирамидке со смыслом «Японская культура». Да, для нас Япония по очень многим параметрам — параллельный мир. Непонятный, загадочный и манящий. Многие традиции кажутся нам излишними, ненужными, непрактичными, непривычными и еще много-много «не-какими». А многие — удивительно простыми, но невыполнимыми.

В месте, о котором пойдет речь далее, меня впервые накрыла волна понимания — «Здесь просто не может быть по-другому!»

Резиденция семьи Иситани в городке Чидзу (Chizu)

Справка ВМ

Чидзу. Согласно данным на 1 июня 2016 года в этом муниципальном округе проживает чуть более 7 000 человек — 7 070. Это 8-я по численности населения территория префектуры Тоттори. Однако по площади — четвертая. На 93% эта территория закрыта от остального мира горными отрогами и горными лесами.

Главное здание Резиденции со стороны центральных ворот и главной дороги Чидзу
Главное здание Резиденции со стороны центральных ворот и главной дороги Чидзу

Отступление от темы

Есть у нашей семьи друг Дмитрий. Талантливый человек, этакий «русский Кулибин», самоучка, имеющий обширные теоретические инженерные знания, потрясающие практические навыки в работе с автомобилями: в установке автозвука, оформлении и переоснащении салонов любых автомобилей. Его уникальные навыки и дотошное знание «начинки» автомобилей японского производства (причем, разных годов выпуска) однажды поразили одного японского бизнесмена. Тот пригласил Диму поработать полгода в Японии. В автомастерской. Наш парень вернулся из Японии другим человеком. В центре его личной Вселенной вдруг появилось Дерево, точнее, древесина, изделия из дерева, сделанные своими руками. Он оставил автомобили в прошлом и стал изготавливать уникальную мебель из самых разных пород дерева, категорически отказавшись при этом от использования специальных средств химической обработки дерева: лаков, красок, клеев. Только натуральное дерево и воск. Удивил всех: друзей, клиентов, семью. И меня, честно говоря, тоже. Ведь результаты его прежней работы с автомобилями были уникальными, дорогими и востребованными. Но он безжалостно оставил все это позади, отдавшись на 100% плотницкому делу. По сути, Дмитрий стал краснодеревщиком. Где он там, в японской автомастерской, подхватил этот вирус фанатизма по отношению к дереву, непонятно…»Да ты просто присмотрись, прикоснись, почувствуй!» — убеждал он меня, когда я пожимала плечами, недоумевая, в чем разница между стулом, купленным где-нибудь в «Зеленом острове» и стулом, сделанным своими руками, без гвоздей и лаков. Главное ведь, чтобы сидеть было удобно? Но — не для него.

«Ты сядь, ты кожей почувствуешь! Как ты не понимаешь, это же Настоящее, в нем энергия Жизни, подлинность Природы, красота Гармонии…» Я не понимала. Эти слова и объяснения невозможно понять, не прочувствовав. А прочувствовать негде. Мы окружены искусственным, синтетическим, суррогатным.

Резиденция семьи Иситани: босиком по истории

Японцы очень тонко чувствуют природу и ее красоту и неподдельность. Они Настоящее понимают. И поэтому — берегут и ценят. Они живут этим, передавая такое отношение к Природе из поколения в поколение. Воспитывают своих детей в исключительно почтительном отношении ко всему, что взято у Природы. И искренне не понимают тех, кто проявляет к ней неуважение.

Музей «Резиденция семьи Иситани» стал для меня первым местом, где до меня, в моем понимании Японии, кое-что дошло.

Резное деревянное панно над дверью. В центре — сцена из жизни японских богов
Резное деревянное панно над дверью. В центре — сцена из жизни японских богов

Дошло не сразу. Только тогда, когда сработали сразу четыре органа чувств: глаза увидели свою картинку, нос унюхал свои нюансы, уши услышали свои звуковые сочетания в певучей японской речи, а тактильные ощущения дополнили все это своими впечатлениями.

Да, Япония впервые пробила меня здесь, на второй день нашего путешествия, в городке Чидзу, в доме семьи Иситани

Ни в одном путеводителе об этом историческом объекте вы не прочитаете ничего интересного. Японцы ценят его, восхищаются им, но совершенно не знают, что о нем написать для русских. Они рассказывают нам об этом уникальном месте только то, что считают значимым для себя самих. Например, вот это:

«Ishitani Residence in Chizu» (Резиденция семьи Иситани в Чидзу):

Почтовая станция. Культурное достояние Японии. Причислено к объектам важного культурного наследия Японии. Во времена эпохи Эдо Чидзу (Тидзу) был известен в качестве крупнейшего в префектуре станционного города. Резиденция Иситани получила высокую оценку как архитектурное сооружение в современном японском стиле».

Если бы я, готовясь к самостоятельному путешествию в Тоттори, прочитала подобное описание, я бы ни за что в жизни не включила его в программу своего визита!

И зря.

Лестница на второй этаж, в комнаты горных смотрителей
Лестница на второй этаж, в комнаты горных смотрителей

Рассказывать о нем надо совсем другое! И при этом надо понимать — ни один рассказ не передаст вам ощущения, полученные от соприкосновения с этим домом. Но мне повезло. Сначала физическое соприкосновение было вынужденным. Нас заставили (настойчиво попросили) разуться. Это позже я узнала одно из незыблемых правил японской культуры — при входе в любой дом в Японии нужно разуваться. Вот так я и наступила в культурное наследие Японии. Босыми ногами! Шагая по комнатам резиденции семьи Иситани босиком, я чувствовала этот дом физически. Как только я прикасалась руками к теплому, гладкому дереву его стен, перил, ручек, дверей и межкомнатных перегородок, мне тотчас передавались эмоции всех тех людей, кто когда-то жил здесь.

И именно в этом месте я, наконец, поняла, что и почему так сильно изменило нашего друга Дмитрия. Дерево!

Вся резиденция семьи Иситани — это рукотворный гимн изделиям из дерева! И в этом, совершенно уникальном, единственном в мире по сочетанию пород древесины и лаконичности японского интерьера месте, меня пронзило простое понимание этой красоты. Ура его творцам и низкий поклон главе семьи Иситани, Денсиро Иситани, решившему когда-то построить этот уникальный дом. Дом, в котором царствует подлинность природы, ее безыскусность, превращенная в объект искусства руками человека, боготворящего Естественное и Натуральное.

Земляной пол. Татами. Соломенная циновка, деревянные перекрытия, балки, ступени, лестницы. Раздвижные двери. Бамбуковые шторы. Рисовая бумага на светильниках. Гипсовые панно — из глины и штукатурки. Резные панели. И дерево, дерево, дерево! Неокрашенное, изумительно пахнущее, гладкое, теплое.

40 комнат. Два этажа. Более 10 лет строительства. Ни одного повторяющегося сочетания дизайна или породы дерева в одной комнате.

«Резиденция семьи Иситани в Чидзу действительно прекрасна. Я верю, что люди, посетив это место, красоту смогут не только видеть, но и чувствовать. Вот почему они возвращаются сюда снова и снова. Каждая часть этого комплекса, его построек и сада, создана и доведена до совершенства». (Сатоси Миядзава, японский критик).

Из истории семьи Иситани: ресурсы и возможности

Родовое поместье семьи Иситани переехало в Чидзу, впоследствии ставшем почтовой станцией, из городского дворца Тоттори, в котором она располагалась с XVII века. Семья Иситани на протяжении нескольких столетий была семьей землевладельцев и влиятельных оптовых торговцев. Именно они содержали офис городского главы. Их звали «Короли горных лесов».

Фрагмент Резиденции — Doma — кухонной зоны с земляным полом
Фрагмент Резиденции — Doma — кухонной зоны с земляным полом

Возведение резиденции семьи Иситани началось в 1919 году. Это был главный объект строительства в Чидзу, на завершение которого потребовалось более 10 лет.

Стиль, в котором была построена штаб-квартира владельцев лесопромышленного бизнеса — семьи Иситани — можно назвать традиционным стилем современной японской архитектуры.

Будучи процветающим членом Верхней палаты национального парламента, Денсиро Иситани, глава семьи, имел сразу два ресурса — деньги и время. Так что для воплощения в жизнь своего увлечения, проекта строительства уникального комплекса, ему нужны было только решительность и собственное понимание красоты. Он говорил: «Я строю этот дом не для себя и не для своего поколения. Это — для моих потомков. Следовательно, не имеет значения, будет завершено строительство на протяжении моей жизни, или оно закончится после моей смерти». Как чувствовал! Денсиро умер внезапно 19 декабря 1923 года, во время пребывания в Токио, в отеле «Империал», совсем незадолго до церемонии окончательной сдачи главного здания резиденции. Его младший брат, Денихиро (Denichiro), продолжил проект, и уже 29 августа 1928 года была проведена церемония его открытия.

В 2000 году семья Иситани подарила Резиденцию городу Чидзу. Так что потомки Денсиро Иситани унаследовали не только его бизнес и ресурсы, но и его отношение к этому Дому.

«Короли горных лесов» оставили свой семейный дом родному городу, миру и потомкам — обычным людям, к коим я себя и отношу. (Особенно после того, как мне удалось этот дом потрогать своими руками!)

Архитектура проекта

Фундамент главного здания, часть которого видна и по сей день, представляет собой бережно проветриваемую и защищенную кладку из тесанного камня. Черепица крыши, используемая для всех построек резиденции Иситани, отличается от обычной. Ее делали в соседней префектуре — в Симанэ, в Юнотсу. Черепица называется Sekushi-gawara. В этих местах она обычно имеет красноватый оттенок. Однако, для резиденции Иситани сделали черную. Такого цвета добились, добавив в глинозем, из которого обычно делается черепица, порошок черного металла.

Вид со второго этажа на внутренний дворик и город Чидзу
Вид со второго этажа на внутренний дворик и город Чидзу

Главное здание Резиденции и остальные постройки можно разделить на три группы: жилые помещения для членов семьи; комнаты специального назначения; комнаты горных смотрителей.

В этом доме использованы все известные породы дерева. Есть даже уникальнейшее панно из древесины хурмы — очень дорогое и редкое. (Хурма славится любовью к ней всяких червяков-жуков-термитов, оставляющих в древесине столько дырочек, что цельные куски этой породы — крошечные, площадью десять-двадцать-тридцать сантиметров). Обычно из древесины хурмы делают лишь мелкие аксессуары для чайной церемонии, но в Резиденции Иситани есть метровое панно из этого дерева.

Верхние комнаты — с раздвижными панелями и фризами деревянными — по времени создания самые поздние, их завершили лишь в 1941 году.

Engawa (веранда) — одна из самых известных и узнаваемых деталей японского стиля в интерьере домов. Chisen Garden (та часть японского сада, в которой присутствовал и небольшой пруд, и фонтан) была построена для созерцания из Shindate Zashiki. Предполагалось, что вы, сидя на веранде, насладитесь созерцанием прекрасного кусочка Природы.

Engawa — Веранда и чайная комната для созерцания сада
Engawa — Веранда и чайная комната для созерцания сада

Команта с татами Zashiki Kazari — считается самой красивой и дорогой, здесь использовалась только самые редкие породы деревьев. Это — гостевая комната, в ней размещали только самых дорогих и почетных гостей семьи Иситани.

Музей деревообработки в резиденции Иситани

В целом, резиденция семьи Иситани — это комплекс зданий и сада. Общая площадь резиденции, включая сад — 10 000 квадратных метров. В главном здании, двухэтажном — жили люди. Были еще 7 складов, мастерские, гараж.

В одном из этих рабочих помещений в настоящее время действует музей деревообработки. Резиденция семьи Иситани, семьи «Королей горных лесов» — это самое подходящее место для такого музея. Вот перед вашими глазами, в качестве небольшого образца, пример того, что такое «крепление без единого гвоздя». А если вы выйдете на улицу — увидите, как подобным образом соединяли многотонные сосновые балки. Очень интересно и познавательно увидеть такие детали и подробности!

Здесь же — фигурки из рисовой бумаги, образцы древесины на срезе, схема определения возраста дерева по кольцам при распиле и многое, многое, многое другое.

Рисовая бумага — неограниченный полет фантазии и творчества
Рисовая бумага — неограниченный полет фантазии и творчества

Стоимость билета для русских туристов — со скидкой. С учетом 30% дисконта вы можете запланировать следующие расходы на билеты — для взрослых 250 йен, школьники и студенты — 200 йен, дети — 150 йен.

Добираться проще всего от железнодорожной станции Чидзу (линия JR). Путь пешком займет всего 10 минут, на протяжении которых вам будет интересно не только рассматривать дома местных жителей, но и заглядывать в лавочки, расположенные в них. (По секрету скажу, что местные жители славятся своим умением готовить сакэ! Пробовать свою продукцию они дают каждому желающему. Будьте осторожны:)) Высока вероятность того, что к резиденции семьи Иситани, двигаясь пешком от железнодорожной станции, вы доберетесь в очень веселом и добром расположении духа!)

_ _

P. S. Уже вернувшись во Владивосток, я выяснила, что Дмитрий, в тот самый полугодовой период работы в Японии, жил именно здесь, неподалеку от Чидзу.

  • 21.09.2016

Поделиться с друзьями