По литературной карте – с компасом в руке. Новинки детского издательства

Автор: Издательство «Лабиринт Пресс»

О тенденциях в мире детской литературы можно судить даже тогда, когда в поле зрения попадают новинки лишь одного издательства. У новых книг наиболее привередливая публика: не слишком интересно — читать не будут. Тем более — слушать. И самая жесткая цензура — попробуй-ка пробейся под пристальным родительским взглядом! Но то, что раз полюбилось, вряд ли предадут забвению — слишком дороги эти крупицы счастья, слишком универсальны. Ни веяние моды их не страшит, ни смена ценностей.

В то же время этот сегмент литературы предлагает неисчерпаемый материал для постоянных экспериментов. Именно здесь можно играть с визуальным оформлением, переплетать рисунки и текст, сводить содержание к кратким репликам или, наоборот, расширять границы такого привычного жанра, как волшебная сказка.

Издательский дом «КомпасГид» стремится идти в ногу со временем. Он не боится принимать вызовы современного мира, в игровой форме доводить до сознания малышей сложные идеи, публиковать актуальные произведения. О чем же говорят те книги, которые «КомпасГид» недавно вынес на суд читателя?

Издательство работает как с отечественными, так и с зарубежными авторами. В числе иностранных книг — книжки-картинки, полноценные повести и стоящие особняком мировые бестселлеры. Российские авторы отдают явное предпочтение малой форме. Впрочем, как видно по «Большой маленькой девочке» и австрийским книжкам о Франце, связанные между собой общими персонажами небольшие истории — идеальная форма для самостоятельного чтения. Они, в отличие от взрослого рассказа, вряд ли когда-нибудь должны будут пережить спад популярности.

Эти компактные серии с каждой новой книгой эволюционируют так же, как их герои. Меняются темы, становятся более взрослыми: от бытовых проблем и типичных детских конфликтов Мария Бершадская и Кристине Нёстлингер переходят к бытийным вопросам. Как возникает первое чувство любви? И как юное сердце учится отличать настоящее от фальшивого? Какой отпечаток в детской душе оставляет первое столкновение со смертью?

«Я всего лишь собака»

Между тем в хороших детских книгах, которые обращаются к треволнениям обычной жизни, всегда должны присутствовать юмористические моменты. Они, безусловно, есть и в «Грустном радостном празднике», к которому так тщательно готовились большая маленькая девочка Женя и ее друг, и в новых рассказах о Франце. Но книга, где смешное действительно глубоко вплетается в канву повествования,— это повесть немецкой писательницы Ютты Рихтер «Я всего лишь собака».

Различные впечатления венгерской овчарки — рассказ ведется от первого лица — дают свежий (хотя и не новый) взгляд на возможные роли животных в детской литературе. Это уже не скромное амплуа питомца, при котором мы можем наблюдать лишь за внешними действиями. Но и не тотальная гуманизация, подменяющая людей милыми добрыми зверятами. Обстоятельства остаются реалистичными: собака живет у своих хозяев и не ладит с кошкой. Однако мы получаем доступ к воображаемому внутреннему миру животного, что, несомненно, производит больший эффект, нежели реконструированная мораль выдуманных звериных обществ.

Ах, как прекрасна жизнь!
Мягкая подушка, то тень, то солнышко…
Эй, кто это мне солнце заслонил?
Ага! Опять она подкралась незаметно!
В своем духе!
Подкралась и ка-а-ак прыгнет! Еще в воздухе выпустила когти, острые как кинжалы, и запустила их мне в нос.

«Как осень замуж выходила», «Сказка о маленькой Елочке», «Весенние сказки»

Помимо очеловечивания животных, популярным остается художественный прием олицетворения природных явлений. Правда, вместо традиционных народных поверий лес одухотворяет фантазия автора. Небольшие современные сказки Марины Аромштам — «Как Осень замуж выходила», «Сказка о маленькой Елочке», «Весенние сказки» — объясняют детям, отчего происходит смена времен года. Вот Дождь и Осень-красавица поженились. Вот травят маленькую елочку яркая рябина, нежная береза, усыпанный орехами орешник и величественный дуб. Но подождите — придет зима, елочка останется столь же нарядной и станет Зимней Царицей. А потом Верба наденет варежки, чтобы согреться. Отступит Мороз, которому уже не испугать ее, не захолодить… Пастельные иллюстрации выполнены в стиле детских аппликаций; содержание обогащают стихотворные присказки.

Веселые стихотворения Виктора Шендеровича в тонком сборнике «Тяжело без крокодила» общей тематикой не объединены. Автор сочинил их давно, однако они долгое время лежали в столе. Прекрасные образцы абсурдистской поэзии чередуются с шутливыми рассказами о детских играх. В рисунках использована техника неполной заливки.

Вдруг — не в джунглях, не в саваннах, не в морях —
Папа с мамой появляются в дверях.
То со Славки, то с меня не сводят глаз…
Ой, боюсь, они охотятся на нас.

Близки по стилю стихотворные поучения переизданной «Азбуки опасностей». С одной стороны, это ироничная реакция на поведение родителей, склонных к чрезмерной опеке, с другой — эффективное доказательство «от противного», способ выработать в ребенке необходимые ему защитные механизмы.

Эскимо на палочке
и пломбир в стаканчике
Очень любят разные
Девочки и мальчики.
Часто уплетают
С волчьим аппетитом.
Их за это любят
ОРЗ с бронхитом.
А еще простуда,
А еще ангина…
Лакомись мороженым
Медленно и чинно.

В одной нравоучительной потешке, между прочим, сказано о родителях: увидев, что их чадо напроказничало, «применят наказание без всякого стыда».

Другая переизданная познавательная книга — «Флаги мира для детей» — призвана не создавать барьеры, а разрушать их. В этом иллюстрированном справочнике место нашлось для каждой страны: рядом с государственной символикой даны краткие сведения о размерах территории, количестве населения. Увлекательные истории раскрывают перед юными читателями процесс возникновения флага, рассказывают об интересных культурных обычаях.

Малышам придутся по душе «Приключения маленького Бобо» швейцарского художника Маркуса Остервальдера — еще одна новинка «КомпасГида». Мы знакомимся с семейством сонь-грызунов: заботливые родители помогают Бобо постигать окружающий мир. В книге — только повседневные события: поход в магазин вместе с мамой, прогулка, купание, домашние игры. Нарисованное тотчас же преображается в слова — несколькими строчками под иллюстрацией. Есть в книге и целые развороты, заполненные разнообразными предметами и продуктами. Устанавливая связь между объектом и понятием, придумывая собственные истории, ребенок выступает соавтором — и с этого творческого акта начинается его читательский путь. Главное — иметь при себе компас.

«Приключения маленького Бобо», «Тяжело без крокодила» »
  • 29.10.2014

Поделиться с друзьями