NOVA Здравствуйте, NOVA. Синдром гиперактивности и дефицита внимания - это состояние, требующее коррекции и даже в некоторых случаях лечения. А не ремня, наказания и крика. Недавно мне пришлось готовить материал по данной теме предлагаю вашему вниманию выдержки из лекции. Памятка для родителей Остановимся на том, что эти дети иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по-другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям: • Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы. • Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает ваши слова сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора. • Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Лучше просто покажите пальцем как это сделать. • Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится. • Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время игр ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). • Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем. • Чаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость. • Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД. • Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!). • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему. • Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.). • Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!) • Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39°. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель. • Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше! Как определить, что ребенок невнимателен. - Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду). - Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих. - Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их. - Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение). - Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. - Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте. - Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы. - Ребенок постоянно все забывает. Что такое гиперактивность? - Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается. - Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п. - Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. - Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным. - Ребенок всегда нацелен на движение. - Часто бывает болтливым. Что такое импульсивность? - Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. - Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки. - Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о невнимательности, гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют, как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде. Спиртовый настой валерианы здесь будет неэффективным. Лучше использовать травяные препараты не спиртовые. Советую обратиться к невропатологу, который имеет опыт работы с такими детьми.
|