ЛилияБ. писал(а):
Здравствуйте!
Моей дочери скоро 7 лет. Как говорят психологи, у нее стериотипное движение рук, т.е. ковыряние пальцев (друг об друга). Раньше было причмокивание постели ( особенно во сне), сейчас редко. Если руки ни чем не заняты, то они заняты ковырянием. Сама хочет избавиться от этого, но не замечает, как все равно ковыряет. Если я рядом с ней, то все время расправляю их. Не на что больше пожаловаться не могу. В сад не ходит, со мной в основном или с бабушками. Очень общительная, ласковая,подвижная, эмоциональная, достаточно умственно развитая ( занимаемся с 2 лет, почти каждый день). Задания хочет сделать быстро, не успев хорошо подумать, в итоге часто делает не правильно или не красиво (хотя знает и может). Педагог по психологии мне сказал, что ,возможно, у нас с мужем завышены критерии и она переживает, что не всегда справляется с чем-либо и поэтому нужно создавать ситуацию успеха. Но я же не могу хвалить ее за то, что не за что. Когда есть за что, обязательно хвалим. Не наказываем, не применяем физ. силы! Всё через слово. Такая вредная привычка уже скоро как год, заусеницы постоянно или под нокти залазит. Как отучить от этого?
Моей дочери скоро 7 лет. Как говорят психологи, у нее стериотипное движение рук, т.е. ковыряние пальцев (друг об друга). Раньше было причмокивание постели ( особенно во сне), сейчас редко. Если руки ни чем не заняты, то они заняты ковырянием. Сама хочет избавиться от этого, но не замечает, как все равно ковыряет. Если я рядом с ней, то все время расправляю их. Не на что больше пожаловаться не могу. В сад не ходит, со мной в основном или с бабушками. Очень общительная, ласковая,подвижная, эмоциональная, достаточно умственно развитая ( занимаемся с 2 лет, почти каждый день). Задания хочет сделать быстро, не успев хорошо подумать, в итоге часто делает не правильно или не красиво (хотя знает и может). Педагог по психологии мне сказал, что ,возможно, у нас с мужем завышены критерии и она переживает, что не всегда справляется с чем-либо и поэтому нужно создавать ситуацию успеха. Но я же не могу хвалить ее за то, что не за что. Когда есть за что, обязательно хвалим. Не наказываем, не применяем физ. силы! Всё через слово. Такая вредная привычка уже скоро как год, заусеницы постоянно или под нокти залазит. Как отучить от этого?
Здравствуйте! Я предполагаю, что "стереотипное движение рук" у Вашей дочери - это невроз навязчивых движений. Чаще всего ему подвержены эмоциональные, чувствительные, интеллектуально и творчески развитые дети. Первые проявления обнаруживаются как раз в возрасте Вашей девочки - пять-шесть с половиной лет. Навязчивые движения имеют сугубо психологическую природу и вызваны устойчивым во времени и сценарии типичным травмирующим обстоятельством. Что это за обстоятельство выяснить в таком формате общения как наш с Вами сейчас, практически не представляется возможным. Обстоятельств бывает много, нередко они сочетаются. Это может быть следствием чрезмерной загруженности ребенка развивающими занятиями, обилием впечатлений, частыми поездками в новые места, особенности внутрисемейных отношений, слишком высоких требований к ребенку предъявляемых родителями, ребенку слишком часто говорят каким он должен быть и что ему нужно делать, внутренних страхов ребенка, низкой самооценки и т.д. Навязчивые движения нередко проходят сами собой, как только меняются отношения внутри семьи или сам ребенок находит какой-то выход из своего душевного тупика.
Одной похвальбой, к сожалению, помочь ребенку редко удается.
1. Поскольку навязчивые движения являются следствием повышенного психического напряжения, ребенку необходимо дать возможность избавиться от этого напряжения иными способами. Для детей дошкольного-младшего школьного возраста идеальны в этом отношении, на мой взгляд, многие направления креативной психотерапии: арт-терапия, песочная терапия, игротерапия, танце-двигательная терапия, телесно-ориентированные методики, - то есть все те методы, где можно "действовать", и при этом нет понятий "правильно" или "неправильно" (в отличие от обучения творческим проявляениям, в которых есть образец и ученику необходимо научиться делать так же).
2. Эффективны методы семейной терапии (не путайте с супружеской!). Очень часто (если не сказать чаще всего!) источник напряжения для ребенка находится в его семье (включая всех, с кем общается ребенок постоянно - мама,папа, братья-сестры, бабушки и дедушки). Работая только с одним ребенком психологу порой бывает невозможно добиться стойкого результата, так как выйдя за порог кабинета, ребенок вновь оказывается в привычной для себя ситуации стресса. Важно поменять всю систему вокруг него.
3. Необходимо, чтобы члены семьи реагировали на эту особенность ребенка как можно спокойнее. Ругать, наказывать, делать замечания, критиковать по этому поводу совершенно не допустимо, особенно в присутствии посторонних! Меньше реагируйте на эти проявления, старайтесь ее чем-то занять: попросите что-то сделать или помочь Вам. Дайте дочери понять, что Вы видите эту ее особенность, но не делаете из этого проблемы. Объясните, что такое иногда случается с человеком, который очень устал или хочет, но боится что-то сказать. Может после этого, она захочет Вам рассказать о своем состоянии более подробно.
4. Выпоните следующее упражнение. Выделите себе 2-3 часа. Проделайте то же самое, что делает Ваша дочь: теребите пальцы, "залезайте" под ногти и т.п. Старайтесь максимально точно копировать ее движения и прислушивайтесь к себе, своим ощущениям и эмоциям. Продолжайте это делать не менее 1 часа. Многим родителям, во время выполнения этого упражнения, удается понять что происходит с ребенком, что он чувствует, о чем думает, что пытается выразить этими стереотипными движениями, "где у него болит" и, самое главное, как можно ему помочь. .