Может кому будет интересно: Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми. И когда начинается разговор о заболеваниях стопы, оказывается, что большинство родителей волнуются из-за возможного развития плоскостопия у их детей. Однако, как показывает практика, высокая осведомленность родителей об этом заболевании – это не более чем миф. Родители представляют себе проблему поверхностно и в результате направляют свою энергию в сторону от современных принципов лечения. Чаще всего, пренебрегая помощью врача, они ограничиваются приобретением готовой обуви, подходящей по их представлениям , к категории ортопедической . А продавцы, пользуясь этим , часто позиционируют свою обувь именно так , чтобы угодить родителям. Вот здесь, на стыке интересов продавца и обеспокоенного покупателя и происходит подмена понятий. Об особенностях ортопедической обуви рассказывает эксперт в области ортопедической обуви Галина Волкова и главный врач центра проектирования обуви специального назначения «Ортомода» Евгений Афанасьев.
Нельзя говорить о плоскостопии у детей Плоскостопие (точнее , продольное плоскостопие) – это патологическое состояние стопы при котором снижается высота продольного свода , то есть высота арки , идущей от пятки к пальцам стопы. Более всего это снижение заметно, если глядеть на стопу с внутреннего края. Обычно для того чтобы установить степень плоскостопия, измеряют высоту внутреннего свода по отношению к длине стопы или используют специальный прибор планкостоп, чтобы посмотреть на стопу снизу и оценить, как средняя часть стопы соприкасается с опорой. Однако эти критерии не подходят для обследования детей. Объясняется это тем , что стопа у ребенка не является уменьшенной копией взрослой стопы. И кроме увеличения в длину в процессе роста происходит изменение многих, достаточно сильно меняются соотношения в разных отделах, развиваются функции стопы (опорная , амортизационная, чувствительная, локомоторная). Это значит, что параметры, которые мы используем для диагностики стопы взрослого человека, не являются достоверными для обследования ребенка. Например при исследовании на планкостопе стопы здорового ребенка в возрасте до трех лет в области средней части стопы мы увидим почти полный контакт с поверхностью. Такое состояние у взрослого пациента трактуется как продольное плоскостопие третьей степени, а для ребенка может быть вариантом нормы.. Это происходит из-за наличия жировой подушки в области свода стопы, уменьшенной высоты костного свода, угловых параметров костей стопы. Поэтому для определения границ нормы патологии у детей врачи-ортопеды пользуются другими критериями. Одним из наиболее значимых параметров является степень отклонения оси пятки наружу от оси голени, когда ребенок стоит. Такое отклонение называют вальгусом и служит определяющим в постановке диагноза. Вот почему прочно закрепившийся у нас диагноз «плоскостопие» может быть применен только по отношению к взрослой стопе или детям старшего возраста. Для отражения схожего нарушения стоп у младших детей более уместен термин «плосковальгусная стопа» Однако основное различие между ребенком и взрослым заключается не столько в формулировке диагнозов, сколько , сколько в расширении границ нормы для детей , то есть на самом деле существует потенциально большее количество вариантов развития , дающее ребенку возможность настройки всех функций стопы. Здесь уместно остановится на некоторых особенностях физиологического развития ребенка. Дело в том что опорно-двигательная система созревает не только под влиянием мозга – любое изменение происходящее с опорно-двигательной системой , влияет на дальнейшее развитие моторики. Другими словами , существует замкнутая цепочка управления. Управляющими сигналами для стоп служат движения в суставах, натяжение сухожилий и мышц, ощущения прикосновения. Этому легко найти подтверждение , наблюдая за тем как ребенок совершенствует свои навыки, помногу раз повторяя различные движения (освоение ходьбы, прыжки со ступенек, через препятствие и т.д.) Сначала новое движение дается с трудом и постепенно улучшается до автоматизма. Ребенку для развития важно получать ощущения! От движения в каждом суставе , от соприкосновения с любой поверхностью.
Плюсы и минусы особой обуви Может быть, для профилактики плоскостопия у взрослых детям вместо обычной обуви нужно носить обувь с особыми свойствами? Сейчас существует два типа такой обуви. Во-первых, готовая ортопедическая обувь (обувь максимальной готовности), во-вторых, индивидуальная ортопедическая обувь, изготовленная на заказ. Использование второго типа обуви обеспечивает насколько положительных для здоровья эффектов: 1. Коррекцию и фиксацию пятки для уменьшения вальгусной установки за счет жесткого внутреннего берца. 2. Уменьшение гиперпронации (избыточного разворота) за счет увеличения кривизны и толщины по внутреннему краю стельки 3. Обеспечение устойчивости обуви во фронтальной плоскости за счетустойчивости каблука 4. разгрузку болезненных зон на стопе.
Таким образом, ортопедическая обувь устанавливает стопу в правильное положение, поддерживает свод, препятствует подворачиванию стопы и растяжению связок. Но с другой стороны, любая фиксация стопы уменьшает объем движений в суставах , а плотный контакт стопы со стелькой в обуви снижает ощущение от соприкосновения с различными поверхностями. То есть, как и любой другой способ лечения , использование ортопедической обуви имеет свои положительные и отрицательные свойства, и об этом нужно помнить и родителям и врачам и продавцам
Некоторые мифы Интересным, на наш взгляд, является мение зарубежных исследователей о том насколько необходима ортопедическая обувь детям. Одно из самых массовых исследований было проведено Udaya Bhaskara Rao и Benjamin Joseph Результаты опубликованы в The Journal of Bone and Joint Surgey 74B (4), 1992, рр. 525-527, в статье «Влияние обуви на формирование плоской стопы» Исследователи, сделавшие обмеры стоп у 2500 детей в возрасте от 4 до 12 лет, хотели выяснить, влияет ли ношение обуви на распространненость плоскостопия у детей. Оказалось, что у детей носивших обувь , плоскостопие встречалось в 8,6% случаев, а у тех кто не носил обувь, эта величина составила всего 2,8%. В другом исследовании , проведенном Dr.Brand , руководителем отделения реабилитации U.S. Public Health Service Hospital (Carville, US), сравнивались особенности развития стопы у жителей Индии, Эфиопии и Великобритании. В результате выяснилось, что в популяциях , традиционно мало использующих обувь, частота травм голени снижена. Получается, что обувь не оказывает положительного влияния на формирование свода у здоровых детей! В таком случае, может быть все дело в качестве обуви, которой пользуются наши дети? В теории специальная обувь, обеспечивающая хорошую фиксацию стопы, с закрытой носочной частью для защиты пальцев, должна обладать преимуществом перед обувью, не отвечающей таким требованиям. Однако анализ влияния типа обуви на стопу, сделанный Dr. Carol Frey , показал явное преимущество использования сандалий с открытой носочной частью и сланцев перед обувью с закрытой носочной частью и ботинками (исключая использование обуви в холодное время года). Это исследование подрывает убеждение в том, что носочная часть обуви обладает защитной функцией.
Это печатная статья из журнала Kids Report , я старался печатал поэтому может кто заценит - на мой взгляд интересная и познавательная статья, завтра напечатю последний абзац.
|