Мукаррамма писал(а):
Пащенко Анастасия
Анастасия меня очень интересует вопрос насколько детский сад ребёнку именно НЕОБХОДИМ. Что об этом говорят психологи? Когда разговаривают о несомненных плюсах дет.садика: главный аргумент-социализация ребенка. Но меня смущает полезно ли для ребенка прибывание в течение 9-10 часов в коллективе где нет личного пространства, и нет возможности побыть одному. Мне кажется, что общение по 3-4 часа достаточно для отработки качеств социализации. Хочется узнать и ваше мнение в частности.
Здравствуйте! Психологи единодушны во мнении: детский сад необходим практически каждому ребенку в дошкольный период. По настоящему "несадовских" детей, которым посещение детского сада не желательно или противопоказано - очень и очень мало. Как правило это детки с тяжелыми соматическими заболеваниями, которым невозможно обеспечить в садике полноценный и необходимый им по жизненным показаниям уход и режим. Но даже таким ребятам очень важно регулярное общение со сверстниками.
Главный смысл посещения детского сада, как Вы верно отмечаете, - социализация. Основная психологическая задача дошкольного детства - формирование умений и навыков общения (имеется в виду, что не просто разговаривать научиться, а взаимодействовать) с разными людьми, приобретение различного опыта решения конфликтных ситуаций, отстаивания собственных интересов, выстраивания близких и доверительных отношений с посторонними людьми разного возраста (то есть с теми, кто не является ребенку родственниками), подчиняться правилам и нормам поведения, опыт совместного с другими людьми решения проблем, проживания различных событий, и многое много другое.
Подробнее об этом Вы можете прочитать здесь:
http://adalin.mospsy.ru/l_03_11.shtmlЧто касается моего личного мнения, то я убеждена, что посещение детского сада - это ценнейший жизненный опыт для ребенка. Но для того, чтобы этот опыт был положительным для человеква, чья личность только формируется, необходимо учесть и выполнить ряд условий.
Самое первое и самое главное - это то, что отдавать ребенка в детский сад необходимо не тогда, когда маме нужно или хочется выйти на работу, "устала" от постоянного пребывания ребенка дома, не знает, чем его еще можно занять, потому, что у всех подружек дети пошли в садик ( и т.п. причины), а когда ребенок психологически и социально готов к этому событию. Социально-психологическая готовность, обычно, проявляется в возрасте 3-4 лет (плюс-минус несколько месяцев в обе стороны, и уж никак не в 1,5-2 года!). В это время ребенок уже чувствует себя отдельным от мамы существом (при условии, что мать осознает важность этого, не манипулирует чувствами ребенка, для того, чтобы привязать его к себе, готова и сама его "отпустить"), испытывает потребность в друзьях и настоящей совместной деятельности, имеет элементарные навыки самообслуживания, умеет сообщать о своих потребностях, чувствах и желаниях, и обращаться за помощью. Немаловажно грамотно подготовить ребенка к началу посещения детского сада, сформировать у него мотивацию (часто детей приводят просто "отбывать" время под присмотром, пока мама на работе), помочь ему мягко пройти адаптационный период.
Второй момент - выбрать дошкольное образовательное учреждение, на основе собственных взглядов и убеждений, относительно воспитания ребенка (а не тот, куда дали путевку в РОНО или на который денег хватило). И найти воспитателей, которым можно доверить своего ребенка, быть уверенным в компетентности специалистов, в том, что они имеют достаточное представление о психологии ребенка дошкольного возраста, понимают и принимают его особенности, умеют взаимодействовать эффективно с малышами на основе этих знаний. Умеют обспечить комфортное пребывание каждому ребенку, и при этом учитывать интересы большинства). И самое-самое главное, что люди эти любят детей, понимают важность и отвественность своей миссии (ВОСПИТАНИЕ, формирование личности человека), любят свою работу, постоянно совершенствуются в профессии и стремятся выполнять свои обязанности "на отлично". А также, как более компетентные, в силу своей подготовки, способны помочь или научить родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком, если привычные в семье методы "не работают" или дают сбои. То есть готовы и умеют сотрудничать с родителями в интересах ребенка.
Третий момент - родители, отдавшие свое чадо в детский сад, должны осознавать, что они по-прежнему остаются ребенка №1 в этом мире, что никакой самый лучший детский сад и самый распрекрасный воспитатель не может и не должен их заменять, что им по-прежнему важно оставаться активнейшими участниками воспитательного процесса. Быть открытыми для общения о своем ребенке с воспитателями.
По поводу времени пребывания в саду. Этот вопрос должен рассматриваться индивидуально для каждого ребенка, с учетом его особенностей. Нет однозначного ответа, будет ли для всех детей благом пребывание в садике 3-4 часа или 10-12. Однако, если все дети находятся в группе полный день, и лишь одного малыша приводят на 3-4 часа постоянно, то, скорее всего, этот ребенок будет чувсвтвовать себя некомфортно, так как будет лишаться огромного количества впечатлений и опыта совместной жизни с другими детьми в группе.
Я глубоко убеждена, что оптимальной образовательной и воспитательной системой, учитывающей все особенности и потребности ребенка в дошкольном детстве, является система, созданная Марией Монтессори еще в самом начале 20 века. Монтессори-детские сады, которые не просто обеспечивают детям работу с Монтессори-материалами, но живут на основе принципов системы, придерживаются принципов гуманно-личностного подхода к ребенку, и родители, которые сознательно ведут своего ребенка в такой садик (а не потому, что модно или отзывы подружек хорошие), по моему мнению, способны принести настоящую пользу детям, помогут сформировать у ребенка мощный жизненный "стержень", на основе которого, в дальнейшем, будет осуществляться его личностное развитие и при этом сохранить уникальность и индивидуальность ребенка, данную ему от рождения. .