Статья в Ведомостях:
http://friday.vedomosti.ru/article.shtm ... 7/09/15990Лучше, чем никакОткрылась первая в России дистанционная школа принимающих родителей
Когда мы готовили документы для удочерения, я начал с оформления медицинского заключения, — рассказывает Алексей Рудов, руководитель проекта «К новой семье» благотворительного фонда «Семья», — и первым делом сдал кровь из вены в кожно-венерологическом диспансере просто потому, что он был ближе. А на следующий день поехал в наркологический диспансер и первое, что дежурный нарколог попросил меня сделать: «Закатайте, пожалуйста, рукава».
Помытарившись по кабинетам и поняв, что без предварительной подготовки не обойтись, Алексей Рудов решил создать проект «К новой семье», помогающий подготовиться к усыновлению и юридически, и морально. Сначала была конференция на портале 7я.ru, через год на базе московского приюта «Дорога к дому» появилась очная «Школа приемных родителей». А теперь открылась и первая в России «Дистанционная школа приемных родителей» (
www.usinovi.ru).
Занятия и в очной, и в заочной школе делятся на два этапа: базовый курс для тех, кто только планирует усыновление, и поддерживающий для тех, кто уже стали родителями. Темы первого такие: законодательство в области усыновления, особенностях здоровья воспитанников детских учреждений, детская и семейная психология, как подготовить ближних и дом к приему ребенка, как общаться с соседями и друзьями и много других практических моментов, и только в конце будущим родителям объясняют, как оформить документы для принятия ребенка на усыновление или под опеку. По словам Рудова, «чтобы не спешили с оформлением и могли думать о более важном — психологической подготовке».
Такие занятия не могут быть принудительными, они нужны не для того, чтобы получить бумажку для органов опеки, а чтобы будущие родители поняли, действительно ли готовы к усыновлению
Второй курс сосредоточен на адаптации ребенка в приемной семье, семейной психологии и компенсации проблем у детей. Он построен в основном на индивидуальном сопровождении. Каждый из учеников получает возможность постоянного общения со специалистами, а так же куратора — руководителя курса. Для общения используются онлайн- и видеоконференции, скайп, специальный чат. Сюда принимают всех, даже русскоговорящих усыновителей из-за рубежа, и такой опыт есть.
Дистанционное обучение на каждом из курсов продолжается два месяца. Затем нужно сдавать зачеты. «На каждый мой ответ преподаватель оставляет свой комментарий: в чем я ошиблась, почему нужно поступить так или иначе», — рассказывает ученица дистанционной школы, ветврач Елена Оломская. По ее словам, она записалась на дистанционный курс как раз потому, что не хотела терять время на учебу. «Органы опеки требовали справку из школы, а я считала себя и без того готовой к усыновлению, — рассказывает Оломская. — Сначала мне показалось, что курс совсем легкий, но первый же зачет я провалила. Я засела за компьютер, ко мне присоединился муж. Мы стали вслух читать учебные материалы, начали спорить. Оказалось, мы совершенно не готовы общаться с детьми».
По словам Алексея, первый курс дистанционной школы рассчитан в основном на жителей городов, где нет очных школ. «Мы понимаем, что дистанционный курс — это паллиатив, — говорит Рудов. — Как бы мы ни старались приблизить дистанционную школу к очной, она не может заменить живое общение с преподавателями, заочно нам гораздо сложнее оценить, насколько родители готовы к усыновлению, но лучше так, чем ничего. Иной раз выбор заочного обучения продиктован желанием скрыть усыновление и страхом, что кто-то увидит, узнает о намерениях. Это отдельная задача для нас, ведь со страхом усыновлять и жить нельзя, и мы помогаем слушателям справиться с ним. Но если потенциальные родители говорят, что у них нет времени учиться очно, — это знак, что они недостаточно мотивированы и вряд ли готовы к приему ребенка».
«Я пошла на курсы, чтобы понять собственную мотивацию и удостовериться, что действительно хочу ребенка, — говорит руководитель отдела маркетинговых коммуникаций компании “Сага Инк” Елена Катюшкина, год назад окончившая очный курс и 9 дней назад удочерившая двухлетнюю девочку. — Первые две недели курсов, когда нам рассказывали, какие диагнозы могут быть у детей, было по-настоящему страшно. Но когда оканчиваешь школу, понимаешь, что у тебя больше нет иллюзий. Ты знаешь, что может быть сложно и тебе, и ребенку, и родным. Но ты готов».
По словам Алексея Рудова, в других регионах, например, в Томской и Калужской областях, органы опеки часто заставляют будущих усыновителей и опекунов заканчивать курсы подготовки. «Такие занятия не могут быть принудительными, — не согласен с этой практикой Рудов, — они нужны не для того, чтобы получить бумажку для органов опеки, а чтобы будущие родители поняли, действительно ли готовы к усыновлению, и набили бы меньше шишек».
Специалисты по опеке солидарны в том, что подобные курсы необходимы будущим усыновителям. «У многих из тех, кто к нам приходит, нет опыта воспитания детей, — говорит Лолита Матвейкина, специалист по опеке Очаково-Матвеевского отделения органов опеки и попечительства. — Даже родители родных детей могут не знать, как общаться с приемными, у которых уже есть жизненный опыт, часто отрицательный, психологические и медицинские проблемы».
По мнению Лолиты Матвейкиной, неважно, очно или заочно приемные родители получили свои знания: «К нам часто приходят хорошо подготовленные, готовые стать родителями люди. Когда расспрашиваешь их, оказывается, что всю информацию они получили из интернета. Если человек мотивирован, неважно, как он готовился». С ней не согласна Ирина Осипова, директор московского детского дома № 37. «Заочно можно дать информацию о юридических основах усыновления, базовые знания по педагогике, — говорит она, — но подготовить людей психологически можно только лично, нужна работа с психологом, специальные тренинги».
Автор — обозреватель «Новой газеты»
Елена Рачева
Для Пятницы
№ 26 (209) 09 июля 2010