Добавлено спустя 35 минут 37 секунд:О безопасной дистанции, тормозном и остановочном путиЗАЩИТИ СЕБЯ НА ДОРОГЕО безопасной дистанции, тормозном и остановочном путиАвтор текста Александр Борисюк (с) ДВЦВВМ "Лига-М"Хорошо известная всем водителям картина: несколько разных автомобилей стоят друг за другом, упёршись передним бампером в задний собрату по несчастью. Ситуация хоть и курьёзная, но настолько распространённая, что имеет даже своё название - «паровозик».
И чем больше «вагончиков» в этом составе, тем большее удивление и недоумение вызывает увиденное у проезжающих мимо автомобилистов: да как же так?! А ещё каждый проезжающий мимо, проецируя ситуацию на себя, уверен, что с ним такое произойти не может, что он-то опытный и умелый…. Но вглядитесь внимательнее в состав этих «паровозиков»: а ведь среди участников подобных ДТП есть и опытные водители, и начинающие, и любители, и профессионалы. Больше того, если бы была возможность за 10 – 15 секунд до столкновения каждого из них спросить – безопасная ли у тебя сейчас дистанция, – наверное, большинство из них даже обиделись бы: я 20 лет за рулём, ты что, собираешься меня учить?!
А далее, как под копирку, жалкое оправдание: просто он слишком резко затормозил, тебе пришлось резко тормозить, следующий не успел….
Почему большинство водителей не соблюдают безопасную дистанцию? Одна из причин - психологическая. При интенсивном движении, в плотном транспортном потоке, возникает эффект «очереди». Иногда так и хочется сказать: не напирай, всем хватит! На дороге учить других - дело неблагодарное, опасное и, с недавних пор - противозаконное. Мы считаем, что гораздо выгоднее (если хотите – дешевле) контролировать тот самый эффект «торопыги» прежде всего в себе, а потом в окружающих.
Рекомендация следующая: как только вы обнаружили «торопыгу» позади себя, увеличивайте дистанцию впереди, чтобы исключить со своей стороны возможность резкого торможения. И если каждый раз перед началом торможения вы успеваете бросить взгляд в зеркало заднего вида и произнести фразу: «Буду тормозить, сзади серый (белый, чёрный, красный…) автомобиль!», а только затем плавно нажать на педаль тормоза - значит, впереди ваша дистанция безопасна.
Другая причина «паровозика» - элементарная безграмотность. Практика показывает: даже если теоретически водитель может сформулировать, что такое «тормозной путь», а что такое «путь остановочный», то на дороге - путает эти понятия с техническими характеристиками тормозной системы автомобиля.
Напомним: длина тормозного пути зависит от следующих факторов:
скорость движения;
качество и вид дорожного покрытия — мокрый или сухой асфальт, лёд, снег;
состояние шин и тормозной системы автомобиля…
Обратите внимание, что такой параметр как вес автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Также большое значение имеет выбранный водителем способ и приём торможения. К слову, способов и приёмов торможения насчитывается более двухсот, и из всего этого многообразия мастер вождения выберет именно тот, который обеспечит его безопасность при данных конкретных условиях. Однако это тема из курса «контраварийной подготовки», а наша сегодняшняя задача – предупредить саму возможность возникновения аварийной ситуации.
Сухой асфальт. Длина тормозного пути определяется по простой формуле:
Из курса физики помним, что μ — это коэффициент трения, g — ускорение свободного падения, а v — скорость движения автомобиля в метрах в секунду
Подставляем данные в формулу:
• 60 км/час = 16,7 м/сек;
• коэффициент трения для сухого асфальта и резины равняется 0,5-0,8 (обычно берут 0,7);
• g = 9,8 м/с.
Получаем результат — 20,25 метров.
Понятно, что такое значение может быть только для идеальных условий: хорошее качество резины и с тормозами все отлично, вы тормозили одним резким нажатием и всеми колесами, при этом не ушли в занос и не утратили управляемость.
Можно перепроверить результат еще по одной формуле:
S=Kэ*V*V/(254*Фc) (Кэ — тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс — коэффициент сцепления с покрытием — 0,7 для асфальта).
В данную формулу подставляют скорость в километрах в час.
Получаем:
• (1*60*60)/(254*0,7) = 20,25 метров.
Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения.
Мокрый асфальт, лёд, укатанный снег.
Зная коэффициенты сцепления с дорожным покрытием, можно легко определить длину тормозного пути при различных условиях.
Коэффициенты:
• 0,7 — сухой асфальт;
• 0,4 — мокрый асфальт;
• 0,2 — укатанный снег;
• 0,1 — гололед.
Подставляя эти данные в формулы, получим следующие значения длины остановочного пути при торможении на 60 км/час:
• 35,4 метра на мокром асфальте;
• 70,8 — на укатанном снегу;
• 141,6 — на льду.
То есть, на льду длина тормозного пути возрастает в 7 раз!Также безопасность в этот период зависит и от правильного выбора зимней резины. Если вы не любитель сложных расчётов, то в Интернете можно найти простые калькуляторы тормозного пути, алгоритмы которых и построены на данных формулах.
Однако на дороге водитель пользуется не формулами, а личным опытом из собственной практики. И это нормально. Но именно здесь и скрываются ошибки! Предположим, у вас современный автомобиль, тормозная система которого позволяет ему остановиться со скорости 60 км/час не на 20,25 метрах, а в два раза меньше – на 10 метрах (к слову, мы знаем, что такие машины есть). Поэтому такой водитель на скорости 60 км/час держит дистанцию 20-25 метров и наивно считает себя в безопасности. Да, да, такой водитель не видит разницы между тормозным и остановочным путём.
Дело в том, что, прежде чем ваша супер-тормозная система включится в свою суперэффективную работу, водителю необходимо время на то, чтобы:
• сконцентрировать взгляд;
• оценить опасность;
• принять решение;
• перенести стопу с педали «газ» на педаль тормоза;
• нажать педаль тормоза до срабатывания тормозной системы, и…
На всё вышеперечисленное уходит до 1,5 секунд. Ну хорошо. Вы заранее предвидели подобное развитие ситуации, вы заранее сконцентрировались на возможной опасности, вас в это время никто и ничто не отвлекало, и на всё это у вас ушло около секунды. Но за секунду на скорости 60 км/час автомобиль проезжает 16,7 метров!!! Просто… Не тормозя… Продолжает ехать с той же скоростью ещё примерно 17 метров! Между вами было 25 м., сколько осталось? ... Да ладно, у вас супер-автомобиль, и вы остановились «тютелька в тютельку» перед задним бампером чужой машины, но погодите расслабляться. Упритесь что есть мочи ногами в пол (только не выпрямляйте в коленных суставах), посильнее прижмите голову к подголовнику, так как и водитель, и автомобиль позади вас не обладают такими же возможностями.
Итак, подведём итог. Феномен «паровозика» есть следствие элементарной неграмотности водителей, путающих два понятия: • привычный тормозной путь своего автомобиля
• и остановочный путь автомобиля от момента обнаружения опасности до его полной остановки.Что считать безопасной дистанцией, чтобы не стать участником подобного ДТП? Современный автомобиль со скорости 60 км/час при экстренном торможении будет останавливаться примерно 2 секунды. Прибавим к этому уже известное вам время реакции водителя - и мы получаем безопасную дистанцию равную 3 (трём!) секундам. И это при идеальных дорожных условиях: сухой, чистый асфальт, светлое время суток, хорошее самочувствие водителя и т.п. Смело добавляйте по секунде на каждое усложнение. Например: у меня не 100% зрение и я езжу в очках (+1 секунда); в конце рабочего дня чувствуется утомление (+1 секунда); стемнело (+1 секунда. Итого: моя безопасная и, что немаловажно, комфортная дистанция равна 5-6 секундам. Сегодня мы с вами затронули лишь один аспект в плане безопасного управления автомобилем. Быть безопасным водителем может каждый. Только не каждый этого хочет. Об этом мы говорили в прошлом номере в статье «Человеку свойственно ошибаться».
В заключение хочется сказать: пользуясь методической поддержкой кафедры экстремальных видов спорта московского университета физической культуры, наполнение наших учебно-тренировочных программ по «Защитному вождению» и «Контраварийной подготовке» не только в теории, но и на практике позволяет утверждать, что
ЛЮБАЯ ДОРОГА МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗОПАСНОЙ. (с)