Дети боятся читать. Почему?
Как сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение и чувствовал себя комфортно в пространстве мировой художественной литературы? Стоит ли воспринимать художественные произведения как учебники жизни? В День Учителя об этом рассказывает Ася Штейн, учитель высшей категории, преподаватель литературы московского лицея имени Вернадского, автор статей и книг по семейной педагогике.
В литературе — как… в спорте
— Когда вы начинаете работать с новыми учениками, что стараетесь донести им о своем предмете прежде всего?
— Говорю им, что будет трудно… Что только читая сложные тексты, мы развиваем мозги. Это как в спорте: если будешь делать то, что у тебя получается, никуда не сдвинешься, а если постараешься осилить сложные вещи, которые вызывают сопротивление, только тогда научишься чему-то новому.
— Для чего это всё — преодоление сложных текстов?
— Единственно, для чего стоит заниматься литературой, — это чтобы получать удовольствие от чтения. Могут быть и другие критерии, но они вторичны. Если человек не получает удовольствия, всё бессмысленно.
Я стараюсь показать ученикам, что с текстом можно очень интересно взаимодействовать, что в нём есть множество неочевидных вещей, которые интересно отыскивать. То, чем я занимаюсь, это не линейный анализ, а структурный, дискурсный. Мы сразу работаем с текстом как со структурой, и так постепенно дети начинают считывать, что, например, «Барышня-крестьянка» — не нравоучительное чтение, а пародия на «Бедную Лизу» Карамзина, на сентиментализм, баловство, по сути, шутка.
Мы всегда идём от того, что есть что-то неочевидное в тексте, смотрим, как это неочевидное устроено, как оно работает… Дети начинают понимать, насколько это интересно, получают удовольствие от этой работы, когда текст — своего рода интеллектуальная игра.
Но этому их нужно учить. И для этого есть инструменты, причем достаточно четкие. Хорошая филология — это не «что нам хотел сказать автор» и не «образ Татьяны Лариной», а достаточно точная наука. Инструменты, подходы к тексту могут быть разными, и, соответственно, дают разные срезы и разные углы видения текста.
Часовой пояс: UTC + 10 часов |
Дети боятся читать. Почему?
Модератор: Азарина
[ Сообщений: 9 ] |
|
Автор | Сообщение | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
|||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||||
С нами с: 22 июл 2009 Сообщений: 14217 Благодарил (а): 577 раз Поблагодарили: 1218 раз |
|
|||||||
Вернуться к началу |
|
[ Сообщений: 9 ] |
Часовой пояс: UTC + 10 часов |
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
|
Мнение авторов сообщений не является мнением администрации портала
и может отличаться от ее официальной позиции. Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, которую размещают пользователи. Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов, содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели. |