Госуслуги – регистрация на порталеПортал государственных услуг Российской Федерации – это одно из средств, призванных существенно упростить жизнь каждого гражданина России либо иностранного гражданина, проживающего на территории РФ. Портал является частью того самого электронного правительства, о котором так долго говорили российские власти, и которое начинает действовать, пусть еще и не в полном объеме. Тем не менее, пока что далеко не каждый житель России зарегистрировался на этом портале, не говоря уже о том, чтобы пользоваться его возможностями в полной мере. Отчасти это связано с тем, что портал явно сделан чиновниками – им его логика и язык понятны; но даже некоторые продвинутые пользователи Интернета могут запутаться в последовательности действий или не найти нужную им услугу. Именно поэтому
портал Vladmama.ru начинает серию публикаций, призванных помочь тем, кто хочет научиться эффективно пользоваться порталом госуслуг.
В первом материале мы рассмотрим самое первое действие, без которого невозможно работать с порталом госуслуг (в дальнейшем мы иногда будем называть его просто «госуслуги» или «портал»). Да, вы правильно догадались – чтобы получить информацию или проделать любое действие, на портале госуслуг нужно зарегистрироваться. Причина проста – большинство сведений, которые вы можете получить на портале, являются конфиденциальными; да вы и сами вряд ли захотите, чтобы кто угодно смотрел состояние вашего пенсионного счета или ваши штрафы ГИБДД. И для справки – если вы считаете, что вам достаточно просто списка действий, просмотрите только абзацы, выделенные синим цветом – там будут краткие инструкции по материалу этой статьи.
Регистрация в госуслугах возможна несколькими способами:
• на сайте gosuslugi.ru
• в удобном вам Центре обслуживания пользователей
• с помощью электронной подписи или Универсальной электронной карты (УЭК)
Мы не будем рассматривать третий путь – человек, получивший личную электронную подпись, уж точно сможет самостоятельно зарегистрироваться на портале госуслуг. Что касается визита в Центр обслуживания – то вы можете совсем не взаимодействовать с сайтом. Достаточно взять документ, удостоверяющий личность (обычно это паспорт гражданина РФ).
Вы просто приходите в Центр обслуживания с документом – и сразу создаете учетную запись. Список адресов Центров обслуживания находится по адресу:
https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/?fts=reg (или перейти по ссылке «Зарегистрироваться в центре обслуживания» внизу формы регистрации). Портал может попросить определить ваше местонахождение – и тогда сразу покажет вам Яндекс-карту ваших окрестностей. Если место определилось неправильно, можно набрать адрес в строке поиска. И вы увидите карту вашего населенного пункта, на которой выделены адреса Центров обслуживания. Кроме МФЦ («Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг») регистрацией на портале занимаются также некоторые почтовые отделения, банки и другие организации – просто выберите удобное вам место и график работы. Конечно, МФЦ будет лучше – операторы точно знают всю процедуру и помогут вам.
Первый способ регистрации на портале госуслуг: берем с собой паспорт и идём в ближайший МФЦ, уточнив его режим работы.Но конечно мы можем начать регистрацию и на сайте. Итак, зайдем на сайт
https://www.gosuslugi.ru/. Сразу отметим символ https слева от адреса — это значит, что ваше общение с порталом идёт по защищенному протоколу, а значит ваши личные данные гораздо труднее перехватить или подменить злоумышленнику. Сверху мы увидим предложение попробовать новую версию портала по адресу
https://beta.gosuslugi.ru. Вы можете либо перейти на новую версию, либо остаться на старой, набор функций на них должен быть одинаковым; но мы будем работать с новой версией, поскольку она должна быть проще и удобнее в обращении (собственно, для того она и создается). Справа на экране висит экранчик с двумя кнопками: «Войти» и «Зарегистрироваться».
Разумеется, мы наживаем кнопку «Зарегистрироваться». Затем появится форма, где вам потребуется ввести ваше имя, фамилию и либо номер мобильного телефона, либо адрес электронной почты. На всякий случай напомню, что порталу нужны ваши настоящие имя и фамилия.
В каждом поле вам будут выдаваться подсказки (например о формате ввода номера телефона), поэтому ошибиться на этом шаге довольно сложно.
Предположим, мы выбрали вариант с регистрацией по адресу электронной почты. Вводим фамилию, имя, e-mail и нажимаем «Зарегистрироваться». А вот дальше вроде бы ничего не происходит. Увы, даже новый сайт не может похвастаться ясной логикой своих действий – оказывается, теперь надо проверить вашу электронную почту. (Ну а если вы указали номер мобильного телефона – соответственно, проверить смс). Туда должно прийти письмо от отправителя «no-reply@gosuslugi.ru» с ссылкой. Смело наживайте на ссылку (если не работает, скопируйте этот адрес в буфер и вставьте в адресную строку браузера и запустите там).
Вот, теперь вы попали в форму создания пароля.
Как видите, и тут есть подсказка. Правда, она довольно запутанная, поэтому просто скажем, что вам надо придумать пароль какого-то такого вида: Ab5fD!h#k. Или например такого: Gos73&LmD2. Принцип, думаю, понятен: латинские буквы (большие и маленькие), цифры и всё остальное, что есть на клавиатуре, все эти двоеточия и восклицательные знаки. Возможно, более простые виды паролей тоже работают, но и надежность их ниже.
Затем вы подтверждаете пароль и нажимаете «Готово». После короткого раздумья перед вами возникнет страница «Заполнение и проверка личных данных». Она выглядит как-то так:
Это второй шаг регистрации с помощью сайта. Приготовьте паспорт и СНИЛС («страховой номер индивидуального лицевого счета», указанный в «страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования», такая зелененькая бумажка) – сейчас они вам понадобятся.
После того, как вы впишете все требуемые данные, они будут проверены в базе данных, и на ваш е-майл будет направлено подтверждение проверки. Всё, теперь вы готовы к последнему шагу – подтверждению личности.
А вот теперь вам нужно будет сделать выбор: как именно получить код доступа, после активации которого вы будете зарегистрированы на портале госуслуг (так называемая Подтвержденная учетная запись). Как мы уже говорили, подтвердить личность можно тремя способами:
• лично обратиться в Центр обслуживания
• получить код подтверждения личности по почте
• с помощью электронной подписи или Универсальной электронной карты (УЭК)
Мы традиционно не рассматриваем третий способ (тем более, что по последним данным УЭК не будут более выдаваться, а скорее всего весь этот проект будет закрыт). Если вы хотите получить код по почте, то выберите соответствующий пункт меню. Перед вами появится форма заполнения почтового адреса. Внимательно заполните поля формы и нажмите кнопку «Доставить» - как обещает портал, в течение 2 недель на указанный адрес придет извещение о заказном письме с кодом подтверждения. Затем вы получаете на почте заказное письмо с кодом и вводите его в форме подтверждения. Если вы изначально укажете неправильный адрес, то придётся подождать - повторная отправка кода активации будет возможна не раньше, чем через 30 дней после первой отправки. Как видим, способ довольно долгий и требующий похода на почту.
И, конечно, вы можете обратиться в ближайший центр обслуживания с паспортом, чтобы подтвердить вашу учетную запись. Единственное, на что надо обратить внимание – вы должны предъявить тот же документ, данные которого указали при заполнении своего профиля на сайте. То есть если вы указали данные паспорта, но пришли в МФЦ с военным билетом, или успели поменять паспорт в промежутке между регистрацией и подтверждением, то личность подтвердить не получится.
Итак, второй способ регистрации на портале госуслуг:
• регистрируем на портале неподтвержденную учетную запись;
• заполняем в ней ваши личные и паспортные данные, а также номер СНИЛС
• выбираем способ подтверждения личности и следуем инструкциям портала.После подтверждения личности вы можете зайти в свою учетную запись с выбранным логином и паролем, и заполнить данные своего профиля – например, указав ваш ИНН, ваши транспортные средства и т.д.
Проверено на практике!После работы я зашёл в МФЦ (некоторые из них работают до 20 часов в будние дни и ещё полдня в субботу, что весьма удобно). Прямо на стойке миловидная девушка-администратор создала мою учетную запись на портале госуслуг; для этого потребовался только паспорт, а я заполнил краткую форму заявления на регистрацию. Затем она выдала мне листочек с одноразовым паролем; дома я должен зайти на портал, введя свой СНИЛС в качестве логина и полученный пароль, сменить пароль, и дальше я могу пользоваться всеми услугами портала.
Признаюсь честно – при попытке зайти в учетную запись меня ждал первый сюрприз – система никак не хотела пускать меня по номеру СНИЛС, требуя или е-майл, или номер мобильного телефона. Только догадавшись прокрутить экран вниз, я увидел неприметную ссылку: «Вход с помощью: СНИЛС». Нажав на нее, я наконец-то смог ввести СНИЛС в поле логина, набрать одноразовый пароль, и попал в свою учетную запись.
А при заполнении адреса электронной почты на страничке персональных данных я столкнулся с оригинальной проблемой – дело в том, что вначале я начал регистрацию на сайте, но решил не доводить дело до заполнения паспортных данных, а просто зайти в МФЦ. И что же? Моя первоначальная неподтвержденная запись начала конфликтовать с той, которую мне создали и тут же подтвердили в МФЦ. То есть получилось, что у меня есть две записи: в одной из них логином является адрес электронной почты, но она не подтверждена. Во второй логином является СНИЛС, она подтверждена, но я не могу вписать в нее свой адрес электронной почты, так как он фигурирует в первой записи. Самый простой способ в этой ситуации был удалить неподтвержденную учетную запись, что я и сделал; моё е-майл «освободился» и я смог указать его в своей подтвержденной учетной записи.
Итак, выводы из моей истории такие:
• если вы изначально регистрируетесь через МФЦ (или другой Центр регистрации), то логином к вашей учетной записи станет ваш СНИЛС. Способов поменять логин в настройках я не нашел – видимо, мне так и суждено в дальнейшем заходить на портал через номер СНИЛС. Немного неудобно, но не страшно. Может быть, в МФЦ можно указать операторам, что вы хотите выбрать логином не СНИЛС – попробуйте; как известно, за спрос денег не берут.
• Если вы регистрируетесь поэтапно – сначала заполняя полный профиль дома, а потом только подтверждая его в Центре регистрации, – то логином будет, по вашему выбору, либо е-майл, либо номер телефона, либо СНИЛС (либо цифровая подпись, если она у вас есть). Это, конечно, удобнее.
• Даже неподтвержденная созданная учетная запись не позволяет использовать е-майл, указанный как ее логин (и, видимо, телефон тоже – если вы выберете его как логин), в других ваших учетных записях. Приходится либо удалять неподтвержденную запись, либо регистрировать в подтвержденной учетной записи другой е-майл или телефон.
Попросту говоря – выберите какой-то один способ создания и подтверждения вашей учетной записи, и пройдите его до конца; непоследовательность в этом вопросе может несколько осложнить вам жизнь.
Пожалуй, на первый раз хватит. В следующей статье мы рассмотрим самые популярные виды услуг портала госуслуг и попробуем получить с помощью портала какую-нибудь справку.