Встретила статью по теме. Советы по чтению книг без слов.
от Аарона Бекера, автора и иллюстратора, обладателя премии Калдекотта за книгу “Journey”Мне часто доводилось слышать от родителей и учителей такой вопрос: как можно читать детям книгу без слов? Тут нечего бояться! Это намного более спонтанный процесс, чем может показаться. Мои простые советы помогут родителям, сотрудникам книжных магазинов, библиотекарям и учителям преодолеть предубеждение, победить настороженность и получить удовольствие от этих необычных книг.
1. Удобно расположитесь так, чтобы быть на одном уровне с детьми. Слушатели книги без слов не просто внимают готовой истории, а активно помогают сюжету раскрываться во всей полноте, поэтому позвольте детям в том числе физически приобщиться к этому увлекательном процессу.
2. Прежде чем вы приступите к чтению, напомните себе, что ваша цель не рассказать детям историю, а придумать ее вместе с ними. Если все пойдет совсем успешно, дети сами будут рассказывать вам собственный сюжет!
3. Обсудите с детьми название книги. Что, по их мнению, оно означает? Предложите рассмотреть рисунок на обложке и угадать, о чем будет книга. Пусть дети объяснят, почему у них появляются те или иные предположения.
4. Если обложка книги имеет какие-то особенности (картинка на суперобложке отличается от картинки на переплете, рисунки на форзацах), обсудите с детьми, не могут ли они служить намеками на сюжет или настроение книги. Вы еще не начали читать, а дети уже увлечены разгадыванием книжных тайн. Дети понемногу готовятся к активному соавторству и совместным творческим находкам, которые их безусловно ждут впереди.
5. Для начала хорошо подойдет самый простой вопрос: что вы видите на картинке? Когда дети перечислят все очевидное, спросите, что еще они видят? Пусть у детей заработают интуиция и фантазия. В такие моменты я обычно прошу детей просто выкрикивать свои идеи, не тратя времени на поднимание рук. Ведь дети из пассивных слушателей превращаются в активных соучастников, так предоставьте им полное право выражать свои мысли.
6. По ходу развития сюжета книги переходите к другим вопросам, например:
Как вам кажется, что чувствует герой?
Почему вы так думаете?
С вами такое когда-нибудь было?
7. В самые напряженные или конфликтные моменты книги я часто спрашиваю: «А вы чтобы сейчас сделали?» Мне кажется это помогает детям примерить на себя ситуацию, в которой оказались герои, да еще и продолжение истории станет более интригующим. Изображайте удивление, даже если вам хорошо известна развязка.
8. Бывает, что я беру бразды правления в свои руки и просто рассказываю историю по книге, особенно, если дети отвлекаются и не могут усидеть на месте. Это поможет вернуть их внимание. Не забывайте, что все-таки дети не самостоятельно придумывают историю, но с вашей помощью и поддержкой! Именно в этом таится посыл книг без слов. И именно поэтому, когда ребенок придумывает что-то неожиданное и сногсшибательное, взрослые вместе с детьми испытывают очень глубокие эмоции, это одухотворяющий опыт.
9. Наконец, и это нужно обязательно все время держать в уме, не спешите. Если вам не надо читать напечатанный текст, то может возникнуть желание быстро и в двух словах пробежаться по страницам. Не поступайте так! Не лишайте себя удовольствия пережить самые душевные моменты чтения книги без слов – моменты, когда ребенок придумывает свою собственную историю.
(С)