Утром, в 9. 37 , не выспавшиеся и помятые, мы прибыли на вокзал СФХ. Подъезжая к городу, заметили почти достроенное здание вокзала, похоже, для скоростных поездов.
По прибытию сразу же отправились на автовокзал, чтобы поменять талоны на настоящие билеты. На талончиках от Приморавтотранса было написано, что нужно обменять эти талоны в кассе автовокзала до 12 часов в день прибытия.
Мы так и поняли, сразу пошли к кассам. Свои от АТП «Приморье» я получила без проблем. Диспетчер был очень любезным, все подробно рассказал, куда идти, что взвешивать, за что и сколько платить в случае перевеса. Работа диспетчера - безусловный плюс за качество сервиса этого перевозчика.
15 кг вещей можно перевозить бесплатно, а за каждый дополнительный приготовьте 4 ю., ручную кладь и фотоаппарат не взвешивать.
А вот с билетами Приморавтотранса не все оказалось просто. Подойдя к кассам, протянули билеты, на что диспетчер сердито прорычала: «Почему только сейчас пришли, надо было в день прибытия! Куда мне вас сейчас садить?» Нам даже в голову не пришло, что день прибытия – первый приезд в СФХ, а не возвращение на обратном пути. На талонах это не очень понятно написано. Да и вообще, странно, что до 12 нужно, ведь автобус в Китай позже этого времени зашел. Если они не знали о такой ситуации, значит, оторваны от действительности.
Обращение с пассажирами у этого диспетчера было ужасное, как в советское время, грубо, фу.
Увидев эту заминку, к нам подошел молодой китайский полицейский - позитивный, высокий, в новенькой форме. Предложил помочь разобраться, если что не так. Он был единственным солнечным пятном на этом вокзале. Вот ведь стараются представители власти сделать город цивилизованным и гостеприимным. Но… Тучи помогаев с баулами сводят все их усилия на нет. А туч было очень, очень, очень много.
Промариновав музыкантов как следует, билеты им все же выдали, на поздний рейс, на 15.00, за 160 ю.
Так что знайте, менять талоны или электронные билеты на настоящие нужно сразу же, как перешли границу и приехали в СФХ. Хотя у меня, с моим перевозчиком, никаких проблем не было.
Получив билеты, пошли завтракать и догуливать оставшийся кусочек отпуска.
Вещи оставили на автовокзале, 10 за место. Камер хранения как таковых нет, сидит себе девушка за столом, посередине вокзала, рядом с ней просто оставляете и все.
Поели в Вольфе , 20ю. человек, дешево и не сказать, чтобы очень вкусно. Пошли гулять по магазинам и супермаркету, купили, наконец-то, хайсин. На обратном пути, после культурных гуляний по Харбину и соприкосновения с автовокзальной действительностью, Суня перестала казаться привлекательной и милой. Куда что подевалось…
На автовокзал пошли пешком через озера, что чуть дальше, чем по прямой, но тоже недалеко. Хотелось напитаться чем-то природным и красивым, прежде чем снова окунуться в специфическую ауру вокзала.
Перед посадкой на автобус, сначала нужно взвесить вещи и доплатить, если что, за перевес. Ох, как же это колоритно-особенно - русские женщины с огромными баулами, заполняющие пространство весовой. Мне даже страшновато стало, что мы не сможем протиснуться, взвеситься и подойти к своему автобусу. В разных больших городах была, но нигде не возникало такого чувства беспомощности как в Суне. Здесь чувствуешь себя как то потерянно, нет никакого уважения к туристу и какой-либо защиты его прав, тут ты никто, тут заправляет мафия.
Сначала, перескакивая через баулы, мы взвесили свой чемодан и рюкзаки. Естественно, они оказались без перевеса. Если хотите отдать свои чемоданы после взвешивания сразу же, чтобы не тащить их, а получить закинутыми в автобус, то нужно заплатить по 10 ю. Я отказалась, так как в чемодане были хрупки вещи и мне не хотелось ими рисковать. Тем не менее, одна помогайская руководила, пыталась вытянуть с меня юани, а потом еще закинуть к нашему весу свои вещи.
В этом месте нельзя стоять с растерянным и интеллигентным лицом, нужно делать вид, что все знаете, что прожженные и бывалые.
Музыканты были на соседней весовой, их выезд быть чуть позже нашего. Видя неопытность и нехарактерную для здешних мест культурную одухотворенность, их заставили взвесить все – и ручную кладь и фотики и воду. Им пришлось доплатить по 50-60 каждому.
Потом нас всех большой толпой держали минут 40 перед выходом к автобусу и сердитая, напыщенная китаянка искала водку, обращаясь к людям как к … Вот за что такое унижение! Но это еще были цветочки.
В конце концов, нас выпустили к промежуточному автобусу, который повез нас к китайской границе. Пройдя границу, мы подождали еще минут 40 наш, постоянный автобус. А когда подошли к этому автобусу, чтобы сесть , то не смогли продвинутся даже до середины прохода, так как автобус был плотно забит помогайскими баулами. Мы едва расположились у первых рядов. Добрая тетенька, видя отчаяние дочери, решила нас утешить : «Да, это ничего, это только до колючки». Ха! В том то и дело, что ДО КОЛЮЧКИ. Итак, двери закрылись, мы стоим в проходе, одной ногой на чемодане, с пакетами и рюкзаками на голове ( ничуть не преувеличение) и тут в конце автобуса начинается драка. Натуральная, с криками и истерикой. А выйти никто не может, заблокировано движение, ни мы, ни люди перед нами, не можем двинуться с места. Ох, страшновато было. И очень гадко. Ели-ели боксеры успокоились и автобус тронулся. Но вскоре встал в очередь, так как перед нами было автобусов десять. На один по 20-30 минут…
По правилам, между границами, водитель не имеет права выпускать людей из автобуса. Т.е. нам предстояло часа три провести вот так, сплюснувшись между баулами. Это вообще как? Тушить людей, купивших билет с точным указанием места, в духоте до обморочного состояния можно, а выпускать нельзя? Если бы водитель не открыл двери и не выпустил нас из автобуса, наверное, я бы устроила настоящую акцию протеста. Потому как физически выдержать это было невозможно. Два с половиной часа мы ждали своей очереди на таможню.
Разве это не бандитизм? Человек купил билет, на котором обозначено место, а на его месте лежат чужие баулы. И это считается нормой. Помогаи объясняли, что это связано с рельефом, что на Полтавку не так, там вещи отдельным прицепом едут. Но почему нам это должно быть интересно? Разве такую ситуацию можно как то объяснить? Билет до Пограничного стоит 180 ю. и за эти деньги большую часть времени приходится стоять в душном проходе.
Если человек возвращается через СФХ самостоятельно, по визе, то у него сейчас нет никаких прав и гарантий, может стоять, может сидеть, как повезет.
Словом, мы десять тысяч раз пожалели о том, что возвращаемся не на харбинском автобусе, за 500 ю., а вот так - бюджетно - натуралистично . Ну не стоит экономия таких жертв! Это мазохизм какой то, после душевного и славного отпуска такое мучительное и унизительное возвращение домой.
Если бы не позитив, которым мы напитались в Харбине, то такие сюрпризы могли бы испортить все настроение.
Помогайки все были с Уссурийска, они оказались довольно добрыми людьми, все нам рассказывали и объясняли. У них помогайство как подработка, мотаются за определенное вознаграждение, друг друга знают и общаются, как в обычном трудовом коллективе. Я их не осуждаю, всем нужна работа. В Уссурийске все вышли и во Владивосток мы вернулись , как и уезжали – вдвоем в автобусе.
Людям, планирующим свой отпуск, хочу посоветовать не экономить и возвращаться по другому варианту. Тем более, что в Хуньчуне построили современный и удобный скоростной ЖД вокзал. Возможностей стало больше! А такой как у нас способ возвращения – совершенно ужасный, сводит на нет все радости отпуска. Тем более, что отпуск нынче выходит в копеечку и совсем не хочется портить его подобными реалиями приграничного сервиса.
Но это все мелочи, которые лишь прибавили дополнительного опыта.
Хочу сказать, что мне очень понравилось путешествовать в кризис. Теперь даже лучше стало. Не ходишь по магазинам, не тратишь время на туристические обязаловки. Можно сосредоточиться на музеях и парках, больше гулять и расслабленно радоваться маленьким радостям. Никакой высокий курс не встанет на пути и не заставит нас - настоящих путешественников сидеть дома. Сократим маршруты, количество дней и участников, но все равно будем ездить!
Немного российской тематики. Наши продукты уходя влет, даже приторная Аленка по 230 рублей.