Составление плана чтения проходит в 3 этапа. Это довольно серьезная работа, но она того стоит.
1 этап. Составление списков литературы, соответствующей возрастной категории ребенка. На этом этапе важно найти как можно больше подходящих произведений. Важно, чтобы литература была максимально разноплановой по жанрам, по стилю, по темам. Хорошо бы родителям обсудить составленные списки с библиотечными работниками, педагогами, другими родителями.
Если среди предложенных книг имеются совершенно новые и незнакомые, то было бы замечательным предварительно познакомиться с ними, прежде чем включать их в список литературы для ребенка. Лично я все новые книги выписываю в отдельный список и делаю напротив них пометки: понравилось, очень понравилось, сомнительная. Если по каким-то причинам книга совсем не понравилась, то я ее вычеркиваю. Иногда я оставляю комментарии, чтобы знать по каким причинам книга меня не удовлетворила.
Бывает, что у родителей и педагогов срабатывают стереотипы относительно новых произведений. Часто суждение о книге происходит очень поверхностное. Например, если в названии автор употребил слово «Страшилки» или «Монстры«, или что-то подобное, то книга сразу же откладывается в сторону. Она даже не открывается. Я считаю такой подход в корне неверным. Огородить детей от ужастиков современности все равно не удастся. И если родители не желают, чтобы их дети судили о людях по внешним признакам и по одежке, если желают, чтобы дети осознали, что людей нужно оценивать по поступкам, то на помощь как раз и приходят такие книги. Почему я так ратую за новые книги? Потому что современным детям скучно читать старые добрые сказки. Им хочется, чтобы в книгах описывалась жизнь, похожая на их жизнь. А это значит сотовые телефоны, автомобили, айпады и айфоны, компьютеры, самолеты и т.д. При этом я хочу подчеркнуть, что это не значит, что старые сказки нужно из списка исключить. Просто список пора расширить и пополнить новыми произведениями. Именно в них современные авторы часто поднимают проблемы, близкие детям. Это предпочтение дружить с кем-то из-за наличия крутого сотика, преклонение перед сверстниками, одетыми в одежду известных брендов…словом, про роль имиджа и значение мишуры, внушаемой рекламой. Чтобы ребенок осознал, что главное — сущность человеческой души, а не гламур, нужно через душу ребенка пропустить парочку впечатляющих примеров. Обычно авторы для этих целей выбирают монстров всех мастей. Ими могут быть приведения, ведьмы, колдуны…словом, герои, на которых уже давно повесили стереотипный ярлык заядлых злодеев. Но давайте вспомним про Каспера. Разве это приведение можно назвать злодеем? А почему нет? Ведь Каспер — приведение! Ах, это только внешний признак. А душа у него добрая. Вот так и с новыми книгами — называться они могут не очень привлекательно, зато содержимое может быть весьма полезно. Читая подобные книги, дети приходят к выводу старой доброй поговорки — «Не все то золото, что блестит» Так что родителям все-таки желательно включать в списки для чтения книги современных авторов, даже если они про монстров.
Еще один момент, в списках непременно должны быть стихи, сказки, повести, рассказы, фантастика, детективы… Это очень важно. При этом желательно сказки тоже подбирать разные и различных авторов, не забывая про народные.
Отдельным пунктом стоит оговорить национальный или краеведческий вопрос. У каждого из нас есть Малая Родина. И наверняка есть родная литература. Родителям хорошо бы включить в список для чтения книги писателей и поэтов своего края.
Наконец, в списки литературы нужно включать не только художественную литературу, но и познавательную, развивающую, развлекательную и т.д. Очень важно ребенка научить уже с самого детства черпать информацию именно из книг, а не из Интернета, где редко кто несет ответственность за изложенное. К тому же именно книги являются первоисточником той информации, которая есть в сети.
|