С нами с: 17 апр 2008 Сообщений: 203 Откуда: Владивосток, Давыдова Благодарил (а):4 раза
Справочная информация о занятиях робототехникой в нашем городе.
Центр развития робототехники Адрес: ул. Комсомольская, 1 сайт http://robocenter.org Филиалы:
ул. Светланская, 207 (школа №22)
Иртышская, 34а (частная начальная школа «Дарина»)
Камский переулок, 6 (каб. 318)
ул. Верхнепортовая, 63 (каб. 109)
ул. Черемуховая, 40
Занятия для детей от 5 до 17 лет.
Кибер Школа. Школа инжиниринга и робототехники для детей 5-15 лет Адрес: ул. Запорожская, 77 БЦ «City Hall», оф. 235
Легороботы и легоархитектура. Школа дизайна и архитектуры «PIXEL» Адрес: ул. Пушкинская, 35
Робототехника в Центре дополнительного образования «Центринформ» Адрес: ул. Магнитогорская, 4
Центр инженерии и робототехники «ТехноКлуб» Адрес: 100-лет Владивостоку, 103, 4 этаж, офис 446
Кружок робототехники «Робофорс» в ЦДТ «Улыбка» Адрес: ул. Адмирала Горшкова, 38
Школа Цифровых Технологий и Робототехники при ВГУЭС Адрес: ул. Добровольского, 20 (занятия для детей от 9 до 12 лет; мастер-классы для детей от 6 лет)
LEGOдром — Изучение мира под названием LEGO (с применением развивающих конструкторов серии LegoEducation) в центре детского развития и творчества «СМАРТБЕЙБИ» Адрес: ул. Некрасовская, 96
Клуб робототехники «Роботрек Владивосток» Адрес: Проспект 100-лет Владивостоку, 92
Город деталей. ул. Гоголя 30, каб. 205 (группы для детей с 3 лет)
РобоТрек. ул. Толстого 32а, ТЦ «Велес» офис 405 (занятия для детей с 5 до 12 лет)
Технокласс. ул. Бестуева, 21а (для детей от 5 лет)
С нами с: 25 янв 2009 Сообщений: 1227 Откуда: Владивосток, Каплунова Благодарил (а):71 раз Поблагодарили:64 раза
Мы в прошлые выходные тоже туда ходили, сыну 5 лет. Он конечно в восторге, группа небольшая, выдают наборы и они мастерят. Занятия длятся 1,5 часа. Solty Вам нужно зайти на их сайт и посмотреть расписание по возрасту или позвонить им.
Всегда любите друг друга всей душой. В мире нет почти ничего, кроме любви. Виктор Гюго
Anna155, а сколько Вашему лет? Вы попробуйте, сходите сначала на пробное занятие. Я тут тоже активно интересовалась отзывами, но лучше один раз сам сходить и все посмотреть.
Моему 9 будет. Думаю сегодня позвоню запишу ребенка
Anna155 Мои дети сходили на первое занятие, им очень понравилось. Вот пока весь отзыв :) Позвоните по телефону на сайте, определитесь со временем, да запишитесь.
С нами с: 12 апр 2006 Сообщений: 2080 Изображений: 1 Откуда: Владивосток Благодарил (а):116 раз Поблагодарили:69 раз
у нас Мишка - четырехлетка пошел на роботехнику - сказать что ему там нравится - это просто ничего не сказать! он ей просто бредит и ждет- не дождется нового занятия!очень-очень рекомендую всем, чьи детки увлечены конструкторами
С нами с: 16 сен 2013 Сообщений: 719 Благодарил (а):92 раза Поблагодарили:136 раз
Lucky
К сожалению, можем только на выходных. Оставили заявку, может быть соберут воскресную группу (10 - 17 лет). Программа интересная, хотелось бы поучиться.
Имя: Марина С нами с: 20 май 2006 Сообщений: 10187 Изображений: 0 Откуда: Владивосток Благодарил (а):1474 раза Поблагодарили:1241 раз
Aleks_L Моим, наверное, тоже было бы удобнее в вс, а то у ребенка спортивную секцию вдруг перенесли почти на наше субботнее время по робототехнике. Но у них сегодня уже второе занятие из 16-ти, не считая вводного.
Я - Марина. Писать лучше на , а не через ЛС. Усыновление в Приморье Консультации по усыновлению и опеке: 8-800-700-88-05, звонок бесплатный.
С нами с: 03 янв 2013 Сообщений: 76 Благодарил (а):75 раз Поблагодарили:18 раз
Жена попросила, чтобы я не размахивался на неподъёмный объём, однако, мне трудно сократить свой манифест, поэтому, если Вам покажется слишком непосильным труд по ознакомлению с материалом, а, в целом Вы не против популяризации, то просто разошлите ссылку знакомым или попросите ознакомиться главу семьи или дедушку. В прошлую субботу младший (2009г.р.) пошёл на роботехнику. Он, как и многие мальчишки, мечтает о роботах во всех их видах, включая трансформеров и Железного человека. За неделю до того мы побывали на соревновании яхт-роботов на Чане (некоторые яхты, кстати, находятся в том же кружке - их можно рассмотреть внимательно, правда, трогать не разрешают, но, само присутствие действующих роботов детей вдохновляет, да и не только детей). Надо отметить, что я весьма переборчив и придирчив в отношении уровня оказания услуг. И, прежде чем сообщить сыну о кружке, занялся сбором информации. Отмечу некоторые важные, на мой взгляд детали. Первое, о чём поинтересовался - наличие образование. Причём, интересовало не инженерное (с этим вопросов не было - увидел на сайте достижения мирового уровня: впечатлило). Оказалось, такое образование есть и именно по педагогическому профилю: диплом ДВГУ (признаться, никогда и не знал до этого разговора, что во Владивостоке есть возможность получить высшее педобразование, но это уже не по теме). Далее, конечно, запросил опыт преподавания. И, к моему удивлению, оказалось, что, несмотря на относительно недолгий период развития роботехники во Владивостоке, Владивосток вполне может быть причислен к форвардам этой новой отрасли, в том числе - обучения. Я и раньше слышал о неких чудесных подводных роботах, известных на весь мир, причастностью к которым (а то и просто - созданием) могли похвастать некоторые серьёзные структуры на территории города Нашенского, но, всё же, когда речь идёт о серьёзных разработках, нельзя быть уверенным, что создают их именно наши земляки или, по крайней мере, степень их участия остаётся под вопросом (скажем, вывод из факта, что ракета взлетела с территории Казахстана или Французской Гвинеи, о степени развития ракетостроения упомянутых стран не очевиден). Так вот, как говорится, "от создателей" тех самых закрытых разработок АН ДВО РАН мы получаем профессионального педагога. Этот факт, сам по себе, говорит о серьёзном систематическом подходе не только к процессу обучения, но и к уровню педагогического состава. Результатом этого системного подхода является организация сети робототехнических кружков по краю, а так же проведение краевых соревнований и участие в международных. Вероятно, не только те, кто занимался спортом понимают, что для организации соревнований нужно соперничество между участниками. А в самом соревновании принимают участие не все подряд, а только те, кто готов. То есть, для того, чтобы представить команду с роботом каждый клуб должен иметь, на самом деле, больше, чем одна команда. Вот, что я узнал о том, где занимались роботехникой:
.... [на соревнования] подали заявки следующие команды: 1. Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина для одарённых детей ВГУЭСа (г. Владивосток) 2. СОШ №25 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Уссурийск) 3. Гимназия №2 (г. Владивосток) 4. Политехнический лицей ДВФУ (г. Владивосток) 5. Детский сад / Школа "Дарина" (г. Владивосток) 6. Гимназия №1 (г. Владивосток) 7. Технический лицей (г. Владивосток) 8. Станция юных техников (г. Уссурийск) Created 03.04.2014
Вероятно, должны быть и ещё места (например, знаю, что в ДВФУ и МГУ есть команды, Психологический центр "Мой мир" запустил в этом году кружок по робототехнике для детей от 4 до 10 лет), однако, в этом учебном году уже нет занятий по роботехнике в техническом лицее (что меня удивило, причём неприятно - старший безуспешно хотел туда попасть в сентябре). Были и ещё смотры и соревнования, но главное: проводятся периодически для руководителей кружков по робототехнике платные курсы повышения квалификации по программе «Использование образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе». Курс «Образовательная робототехника» ориентирован на обучение учителей средней школы (физика, информатика, математика, технология)... Такая системность в образовании говорит о возможном потенциале развития педсостава. А для достижения действительно высокой субкультуры в какой-либо отрасли важна педагогическая инвариантность - то есть, большое количество педагогов имеющих свои подходы к воспитанникам. Это важно не только по той причине, что в шаговой доступности возникает сеть соревнующихся между собой школ (соревнования представляют собой обмен опытом в технологии обучения - это, как естественный отбор: кто не принимает лучшее, тому сложнее показать высокий результат обучения, при том, что лучшее не означает исключительной новизны), но и потому, что для у каждого обучающегося есть определённые условия максимального раскрытия потенциала, например: кому-то нужна строгость дисциплины, а кому-то - большая свобода, кто-то предпочитает подробные объяснения, а кто-то хочет дойти до всего самостоятельно и т.д.: широкая линейка педагогов даёт больше шансов для раскрытия большему количеству учеников. Почему я так подробно останавливаюсь на совершенно маловажных казалось бы вещах и так заглубляю? Дело в том, что роботехника - это не просто времяпрепровождение любимого чада. Роботехника - это молодая отрасль, в которой ожидается ПРОРЫВ. Каждая отрасль, в которой происходит ПРОРЫВ создаёт свои Силиконовые долины: места концентрации ресурсов для продвижения данной отрасли в мировой экономике. Таких мест, в условиях глобализации (концентрации управления производственных сил на Земле) может быть несколько даже в одной стране, но, ведущими отрасль вперёд, всегда будет всего лишь несколько, может оказаться, в конечном итоге, одно-два в мире. Это связано и с тем, что передовые технологии связаны с фундаментальными исследованиями. А фундаментальные исследования - это не только деньги, это, прежде всего, люди. Люди, которые мыслят определёнными категориями, в том числе, имеющие некоторую субкультуру общения на уровне своих отраслевых категорий. Говоря по-простому, дети, интересы которых разделяют родители, показывают результаты лучше, чем те, кому приходится отстаивать важность своих интересов дома. Последнее касается не только детей, но и исследователей, учёных, конструкторов: в самом деле, жена Форда помогала мужу в гараже, когда он собирал автомобиль, а Мария Кюри работала с мужем, который никогда и не подвергал сомнению важность её работы (кстати, Мария визуально запомнила формулы, изучаемые в университете, глядя в детской кроватке на листы конспектов родителей, которыми была обклеена её детская комната). Так вот, от нас, от родителей будущих робототехников зависит - сможем ли мы создать условия в нашем городе для создания Роботехнического града в границах города Нашенского. Звучит несколько напыщенно, тем не менее, постараюсь обосновать. Как уже упоминал здесь, Владивосток стоит на острие этой отрасли: некоторые владивостокские глубоководные аппараты-роботы известны и востребованы за рубежом и, более того, технологии охраняются государством (так, например, Россия отказала в этом году Китаю в передаче робота для поиска пропавшего малайзийского боинга). О текущем уровне интеллектуального потенциала нашинских робототехников можно судить по следующей заметке:
Команда МГУ им. адм. Г.И. Невельского с успехом выступила на чемпионате мира по подводной робототехнике
Команда МГУ впервые приняла участие в международных соревнованиях по подводной робототехнике International MATE ROV Competition, которые прошли 26-28 июня 2014 года в г. Алпена, Мичиган, США, и сразу же попала в четверку лидеров. Кроме команды Морского университета на соревнования из России прибыли студенты из ДВФУ и МГТУ им. Баумана, у которых за плечами уже соответственно по семь и пять лет участия в этих соревнованиях, есть созданные в прошлые годы модели роботов и команды, имеющие опыт подобных соревнований. Для справки: команда ДВФУ (тогда команда ИПМТ ДВО РАН) впервые приняла участие в соревнованиях в 2008 году и заняла 8 место, а команда МГТУ им. Баумана – в 2010 и заняла только 22 место.
Тем не менее команда МГУ, сформировавшаяся с нуля в ноябре прошлого года, разработала абсолютно новый подводный робот и уступила опытным командам всего на одну позицию.
В итоге МГТУ им. Баумана занял 2 место, ДВФУ – 3 место, а МГУ им. адм. Г.И. Невельского – 4 место. Всего в соревнованиях приняло участие более 30 команда из 9 стран.
Первое место заняли прошлогодние победители Jesuit High School (Калифорния, США).
При этом команда МГУ превзошла прошлогодние результаты МГТУ (8 место) и ДВФУ (7 место), обойдя ведущие университеты из Гонконга, США, Канады, Великобритании, Норвегии и других стран.
Сухая статистика говорит о том, что две команды из трёх российских были из Владивостока, при том, что сама Россия была в девятке стран принявших участие (уверен, что остальные страны, если и не все, то в подавляющем большинстве своём, не прислали свои команды отнюдь не по причине непрестижности самих соревнований, а, прежде всего, по причине отсутствия самих команд). При том, что две команды из трёх на подиуме - русские, а в пятёрке лучших в мире большая часть из РФ, в том числе две из нашего города, можно сказать, что здесь и сейчас то самое место и время, где сложился потенциал для ПРОРЫВА в отрасли (ведь для РТ не нужны ни залежи ископаемых, ни энергетика, не нужна и дешёвая рабочая сила, как в других отраслях экономики: интеллектуальные способности - вот что надо, прежде всего, а тут у нас, как выясняется, всё в порядке и даже лучше). Ну и, исторически, Владивосток участвует в этих престижных международных соревнованиях дольше всех - даже дольше столицы. Для зарождающейся отрасли это может быть принципиально важно (численность города составляет пол процента от населения РФ, то есть по показателю занятости в подводвдной роботехнике на численность населения мы точно опережаем все города России, а может быть и мира - к сегодняшнему дню). Кроме того, можно сделать общий вывод из высочайшего старта команды-новичка о человеческом ресурсном потенциале города: тут вся страна не может пропихнуть не то, что машину, даже гонщика на Формулу-1 хотя бы в десятку (да, что там в десятку, в Формулу, вообще, только-только прорвались, трасса Сочи - и то под вопросом), а мечтать о пьедестале, хотя бы в заезде, пока не приходится, вообще. А тут же, с нуля команда новичков - четвёртая. Значит ребята и раньше занимались роботехникой и объединили усилия для достижения результата, а это не просто - собраться в футбол погонять: такой результат свидетельствует об уровне готовности каждого члена команды до объединения.
Каким же образом могут способствовать закреплению успеха по ПРОРЫВУ простые бабушки и дедушки с родителями и при чём тут наши дети? Попробую рассказать на примере шахмат) Во-первых, шахматы - тоже задействуют интеллектуальный потенциал, то есть пример не будет оторванным от нашей задачи, во-вторых, у меня есть некоторый опыт наблюдения за развитием шахматного движения Приморского края. В 2006 году старший сын пришёл на шахматы. Нельзя сказать, что шахмат не было в городе, вообще, но уровень наших шахматистов на фоне России был не только "не ах", а, прямо сказать, "пфуй": даже если наши ребята и ездили на Россию, то не занимали призовых мест, более того, рейтинги приморцев подвергались корректировке в сторону уменьшения. Тренер моего сына - Щукин Андрей Вадимович - прямо тогда указал на причину - оторванность от Центра, где дети играли в соревнованиях практически круглогодично (некоторые даже в школе переходили на индивидуальное обучение, чтобы не ломать график соревнований-сборов). Тогда для нас было важным просто само участие. То есть, дело было не в отсутствии потенциала роста, а в отсутствии массовости, а без неё нет и постоянной соревновательной практики, нет сита мониторинга одарённых новичков, нет материальной базы (ибо база ложиться на плечи семей юных шахматистов: как ни крути - рынок), нет широкого и мощного давления на органы местной власти, которая, всё же, иногда может помочь, если помощь оценит большее количество электората...Короче, нет массовости - нет субкультуры школы, нет школы - нет традиции, нет известности, к нам никто не едет даже с ДВФО, не то что с ЦРС, одно слово: провинция. Итак, понятно, что для результата нужна массовость (например, расцвет приморской школы самбо пришёлся на пик дворовых клубов со школами самбо, как результат, несколько чемпионов мира и СССР). Массовость, как известно, достигается путём популяризации идеи в массах. А вот пути популяризации могут быть различными. Для себя, например, выбрал такой путь: постоянно нахваливал всем родителям шахматы, как вид спорта. Демонстрировал достижения сына, а позднее и дочери. Вскоре познакомился с Фафой и, о чудо, она оказалась весьма резонансной тусовщицей, которая отдала дочь к Щукину и завела здесь шахматную ветку (для справедливости, отмечу, что сомневаюсь, что она приняла решение под влиянием моих аргументов, однако, всё в мире связано). Теперь результат развития шахматного движения в Приморье таков: мы не только имеем подтверждения рейтингов, но и чемпионов. Так одна из воспитанниц Приморья заняла первое место в мире в составе российской женской молодёжной сборной в этом году (правда, она уже переехала, но база-то Нашинская), к тому же, теперь у нас есть и свой домашний чемпион России. О чём это говорит, например, для меня, как родителя второразрядника? О том, что разряд - не дутый, то есть, случись ему играть где-то, он покажет ровный результат. Кроме того, ребёнок твёрдо понимает цену этого разряда - это не халтура, которую при отсутствии массовости можно подтасовать жеребьёвкой (к сожалению, это обратная сторона любого первенства и спорта, хотя и не на столько субъективная, как в танцах или гимнастике), и эта цена равна для его соперников и одноклубников. А главный результат: поступление в технический лицей без репетиторов и подготовительных курсов из простой, неспециализированной школы № 50 (спасибо, конечно, и первому учителю - Татьяне Фёдоровне, фамилию забыл, и директору - Ирине, тоже не помню ФиО).
То есть, нам, семьям юных роботехников, необходимо понимать, что занимаясь популяризацией РТ мы готовим потенциальную интеллектуальную базу для возникновения узконаправленной субкультуры. А тут есть и некоторая связь и с нашим личным будущим. Какая? Дело в том, что роботехника, в отличии от, скажем, чистого спорта, даёт возможность к заработку не узкому кругу "лучших из лучших", а весьма широкому сегменту на рынке труда и не на несколько лет (как, например, в теннисе или гимнастике), а на всём протяжении трудоспособности индивида. То есть, подпитывая это увлечение наших детей, мы закладываем базу для их пожизненной трудовой занятости. А вот потенциальный спектр трудовой занятости слишком большой и захватывающий, чтобы можно было его даже просто перечислить в этой статье, разве что указать ссылки по направлениям, для примера: космос, транспорт, медицина, автомобиле- и машиностроение, вредное производство, в том числе химпром, добывающая промышленность... Кроме того, роботехника, как технология стоит на стыке наук (например, математика и медицина или физика и геология, и т.д.), что порождает дополнительный спрос на учёные специальности из смежных отраслей наук и дисциплин (точнее сказать, не представляю себе отрасли производства и промышленности, а так же оказания услуг, даже гипотетически, где не может, в принципе, никак пригодится робот). Такой спрос на смежников даст дополнительную возможность выпускникам (собственно, и не только, конечно, выпускникам) на занятость в новой отрасли. Ну и, конечно, при концентрации ПРОРЫВА в отрасли именно на нашей Приморской земле, вопрос практического трудоустройства на месте для смежников будет легче, чем для приезжих (простой пример: несмотря на то, что кораблестроение сегодня у нас переживает, отнюдь, не подъём, в целом, всё же устроится в судоремонт приморцу проще, чем в самолёто- или вагоно- строение, даже если претендент не обладает профессиональным дипломом по специальности, а является, скажем, бухгалтером, юристом или просто охранником). В то же самое время, сами узкопрофессиональные специалисты работают не только в определённом месте или местах на Земле, напротив, они успешно интегрируются - как со внутрисистемными конкурентами, так и в смежных отраслях (скажем, наши профессионалы атомного машиностроения востребованы не только по специальности за рубежом, например, в США, Иране, Израиле, но и в смежных отраслях - в энергетике, кораблестроении, экологии, ВПК...). При сегодняшнем же уровне глобализации экономики, наши РТ смогут работать в любом месте, при наличии соответствующего уровня, тем более не останутся без работы и при изоляции РФ (напомню, что вершина технического потенциала в нашей стране была достигнута и реализованна именно в период Железного Занавеса). Историческая аналогия: прорывным советским технологиям в области самолётостроения предшествовали повсеместные авиамодельные кружки. Сегодня в России есть бюджет на развитие науки и технологий: смогут ли его получить и наши дети - вот в чём вопрос. Перманентно и повсеместно ведутся разговоры о финансировании ДВФУ в области новых технологий и наукоёмких производств. На мой взгляд, РТ прекрасно подходит для целей подобного финансирования, а имеющиеся уже результаты международных и местных соревнований свидетельствуют и о ужЕ имеющемся в наличии результате и об уровне потенциала. Ну и, чтобы хоть закончить хоть на какой-то практической ноте всю эту "ньювасюковщину" предлагаю поставить задачей-минимумом проведение во Владивостоке "Битвы роботов" в следующем году во Владивостоке под девизом: "Пусть победит достойнейший!")
Вложения:
Комментарий к файлу: Первое занятие роботехника.jpg [ 38.95 КБ | Просмотров: 772 ]
Последний раз редактировалось ПуР 28 сен 2014, 18:51, всего редактировалось 1 раз.
С нами с: 16 сен 2013 Сообщений: 719 Благодарил (а):92 раза Поблагодарили:136 раз
ПуР
Ребенок учится со второй смены, 6 уроков, по времени не получается. Может будут группы на утро (сб., вс.)? Интересует программа по LEGO MindStorms EV3.
С нами с: 03 янв 2013 Сообщений: 76 Благодарил (а):75 раз Поблагодарили:18 раз
Aleks_L Вот на счёт расписания ничего сказать не могу - у нас ознакомительное было в прошлую субботу 15:30, я попросил перенести на воскресение, преподаватель сказал - "как люди решат", поговорил с группой и нас перенесли на вс 15:30. Про другое сказать трудно - смотрите телефон по ссылке. А, вот ещё: при необходимости, вроде, могут назначить и дополнительные часы, вплоть до индивидуальных, но, это уже точно решать над там по обстановке. Что ещё могу сказать: нас похвалили за то, что мы занимаемся с электронным конструктором "Знаток". Стоит он не дорого (по-моему, можно найти и за пару тысяч комплекты): это, конечно, не роботы, но он даёт детям азы понимания электросхем. Там можно собрать, например, диктофн, фонарик, радио, вентилятор/"вертолёт" и ещё несколько десятков схем. Мой даже начал рисовать схемы, под впечатлением роботехники:
С нами с: 03 янв 2013 Сообщений: 76 Благодарил (а):75 раз Поблагодарили:18 раз
Мне особенно понравилось видео на одном из сайтов: оказывается, Роботехникой занимаются и девочки! Моим, наверное, будет неинтересно, но, вообще, знаю некоторых девочек с техническим складом. А, в целом, про девочек, мне кажется, субъективно, конечно, что работа в увлечённой смешанной команде дает сильное вдохновение - эдакий эмоциональный толчок. Это по творческому опыту, не техническому, но, РТ удачно сочетает в себе и творческую компоненту совместной деятельности.
Последний раз редактировалось ПуР 28 сен 2014, 18:52, всего редактировалось 1 раз.
Там можно собрать, например, диктофн, фонарик, радио, вентилятор/"вертолёт" и ещё несколько десятков схем.
+ альтернативные источники энергии, школьные опыты, вездеход "Лидер" - мы уже со всей серией познакомились, ждем когда "Знаток" займется программируемыми роботами.
Действительно интересные конструкторы, наборы на любой возраст, сравнительно недорого.
С нами с: 16 сен 2013 Сообщений: 719 Благодарил (а):92 раза Поблагодарили:136 раз
ПуР
В Герде, там как раз завезли конструкторы "Знаток" к Новому году. А у нас был заказ на "Лидер" , до этого месяц искали по всем магазинам. Наборы "Для школы и дома", "Альтернативные источники энергии" бывают в Бубль-Гуме и в Счастливом детстве.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Мнение авторов сообщений не является мнением администрации портала
и может отличаться от ее официальной позиции. Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и
информации, которую размещают пользователи.
Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов,
содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели.