Министерство образования и науки России разработало новые программы обучения водителей, которые кардинально меняют старую систему.
Проект приказа министерства с примерными программами занимает 766 страниц. Данные программы должны быть внедрены, чтобы реализовать право на получение одной из 16 новых категорий прав, которые были введены в России с 1 ноября. Данный проект должен пройти общественное обсуждение, после чего поступит в Минюст к середине декабря.
Согласно представленному документу, теперь граждане, пришедшие в автошколу, сначала должны будут получить специальные знания по строению автомобиля.
В базовый курс обучения, который должны будут изучать все, пришедшие за получением автомобильных прав (даже те, кто хочет ездить на скутере, для чего раньше прав не требовалось), вошло изучение «причин агрессии и враждебности у водителей», «гидроскольжения и аквапланирования шины», «сил и моментов, действующих на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении».
В программы обучения вводится новый предмет: «Психофизиологические основы деятельности водителя», в рамках которого курсанты изучат "склонность к рискованному поведению на дороге", "влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение", а также "причины агрессии и враждебности у водителей". Для получения водительского удостоверения придется детально разобраться также в электронных системах автомобиля и типах коробок передач. Желающим ездить на мопедах и скутерах предстоит познать принцип работы двухтактного двигателя, бесступенчатой коробки передач, а также принцип работы кикстартера. Для изучения им также предложены темы «Устойчивость мопеда», «Влияние гироскопического момента на движение мопеда в повороте» и «Занос и снос мопеда, причины их возникновения».
В связи с профессиональным подходом к процессу обучения увеличится и сам срок обучения вдвое, например на категорию «В» – со 106 до 212 часов (не считая 52 часов вождения). Документ также меняет общий порядок обучения управлению транспортными средствами. Сначала все без исключения слушатели должны будут пройти первый этап — это базовый цикл знаний и навыков, куда включены знания ПДД, основ законодательства, основ управления транспортным средством и перевозок пассажиров, а также "психофизиологические основы деятельности водителя". На втором этапе будущий водитель проходит специализацию, необходимую для получения конкретной категории прав. Наконец, третий блок предназначен для профессионалов, которые занимаются пассажирскими и грузоперевозками. Благодаря этому, для открытия новой категории не нужно будет вновь тратить время на изучение и сдачу теории, т.е. при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории заново изучать весь массив теории не придётся.
Учебный предмет «Первая помощь» будет сокращён с 24 до 16 часов, т.к. водитель должен уметь лишь оказать базовую доврачебную помощь в случае ДТП, чтобы пострадавший не умер до приезда скорой. Однако расширился список тем по устройству автомобиля и его техобслуживанию. Теперь будущие водители будут изучать также «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой», устройство двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей и комбинированных двигательных установок. Также им предстоит узнать, чем отличаются друг от друга гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки передач, что такое октановое и цетановое число топлива. Отдельная тема посвящена электронным ассистентам: системе курсовой устойчивости, антиблокировочной системе тормозов, антипробуксовочной системе.
Полностью исключается возможность самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов (экстерн). Как и раньше экзамен будет состоять из трёх частей – теоретической и двух практических (площадка и город). Однако, они будут разделены, что позволит установить на каждый из этапов отдельную госпошлину. По мнению МВД эта мера будет финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам.
Изменится механизм сдачи экзаменов. Планируется, что теоретическая часть экзамена должна будет сдаваться на компьютерах и в автоматическом режиме. Следующий этап – экзамен на первоначальные навыки управления транспортным средством. В случае успешной сдачи первых двух экзаменов, кандидату выдается экзаменационный лист, и он допускается к экзамену по вождению в условиях дорожного движения. Интересно, что первые два экзамена, в случае неудачи, можно проходить бесконечно много с перерывами в 7 дней, а вот решающий только три раза. В случае трёх провалов, кандидат имеет право подать заявление на сдачу экзамена по вождению в городе только через 30 дней с момента неудачной попытки. При этом, положительные оценки первых двух этапов действуют 12 месяцев (сегодня – всего три месяца). Сдавать экзамены можно как на автомобилях автошкол, так и Госавтоинспекции, а также на автомобиле, который предоставляет кандидат в водители. Законопроектом предусматривается возможность сдачи экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией. При этом лицам, изъявившим желание и сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, будет предоставлено право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией. Кроме того, постановлением утверждаются подкатегории транспортных средств, включая «М» (мопеды и лёгкие квадроциклы), А1 (мотоциклы с двигателем до 125 куб.см. и мощностью до 11 кВт) и В1 (квадроциклы и трициклы с управлением отличным от мотоциклетного). Экзаменаторы теперь должны быть не младше 25 лет (сегодня 23), иметь высшее образование (сегодня допускается средне-специальное) и иметь право на управление транспортными средствами не менее пяти лет.
Пока кратко. Ждём официального утверждения документа.
|