Обоснование стоимости топлива
Основные величины, используемые в расчете: 1 баррель нефти = 159 литров = 137 кг (для нефти марки Urals). 1 доллар на 2009 год= 40 рублей, 1 доллар на 2007 год= 25,5 рублей .
В 2007 году затраты на добычу нефти в компании Роснефть составили 8,81 долл на баррель(1). Из них 3,08 долл/баррель операционные расходы, 5,73 долл/баррель капитальные расходы. Что составляет на литр 0,0554 долл./литр. А это по курсу 2007 года составляет 1,4127 руб. Т.е. стоимость добычи у Роснефти в 2007 году составила 1,41 рубль на литр нефти с учётом капитальных затрат (инвестирования в производство). Исходя из этого, стоимость добычи и доставки до места переработки 2 руб за литр представляется обоснованной. Цена сырой нефти с доставкой до места переработки на внутреннем рынке в России должна составлять не более 2х рублей за литр. При этом данную стоимость можно ещё сократить так как не известно, насколько обоснованы расходы входящие в список капитальных затрат.
В 2007 году Роснефть переработала 40,2 мл тонн нефти, выпустив 38,28 млн тонн нефтепродуктов (1). Т.е. в нефтепродукты перерабатывается 95% нефти, а значит нефть переносит совою себестоимость в стоимость конечного продукта практически без потерь.
Стоимость нефтепереработки рассмотрим на примере Саратовского НПЗ, т.к. акции этого предприятия торгуются на РТС, где доступна его отчётность(2). Важно и то, что «ОАО «Саратовский НПЗ» не является собственником сырья и не занимается сбытом готовой продукции» (3, стр. 10). Это уменьшает присутствие побочных доходов и расходов в отчётности предприятия. Согласно сайта «ТНК-BP» (4) Саратовский НПЗ в 2007 году переработал 5879 тыс. тонн нефти. Это составляет 6 823 072 тыс. литров нефти. Согласно отчётности за 2007 год (3) затраты предприятия (сумма строк 020, 030, 040 отчёта о прибылях и убытках) составляет 2 330 783 т. руб. это составляет 0,3416 руб/литр. Т.е. стоимость переработки нефти на Саратовском НПЗ в 2007 году включая содержание управленческого аппарата составила 34 копейки за литр! Предприятию необходимо также зарабатывать прибыль для инвестиций в производство, выплачивать проценты по кредитам, начислять дивиденды инвесторам. Поэтому «накрутка» НПЗ в 1 рубль на литр представляется нам справедливой. Таким образом, отпускная цена нефтепродуктов с НПЗ на внутренний рынок России должна составлять 3 рубля за литр (12 долларов за баррель).
В настоящее время ж/д тариф на доставку 10 цистерн (по 60 тонн) бензина с Комсомольского НПЗ до Владивостока (1164 км) составляет 753 000 рублей (5), т.е 1255 руб/тонну. Учитывая плотность бензина (0,7 г на см3) это составляет 878,5 руб за тысячу литров, т.е. 88 копеек за литр. Ясно, что стоимость услуг по доставке железной дорогой чего-либо в настоящее время является явно завышенной. Однако в любом случае, «накрутка» оптовика в 1 рубль на литр бензина представляется реальной. Таким образом, оптовая цена 1 литра топлива на внутреннем рынке должна составлять 4 рубля.
Для расчёта розничной цены снова обратимся к данным компании «Роснефть».(1) В 2007 году компания продала 2310 тыс. тонн нефтепродуктов при помощи 1695 АЗС. Это составляет 1363 тонн на каждую АЗС в год, т.е. 1 947 143 литра. Используя розничную наценку в 1 рубль, каждая АЗС заработает около 2 млн. рублей в год. Представляется, что этого хватит, что бы покрыть текущие затраты АЗС и остаться в прибыли. Таким образом, розничная цена топлива на АЗС в России должна составлять 5 рублей.
Ссылки
1. «Основные показатели» на сайте компании «Роснефть»
http://www.rosneft.ru/about/Glance/stat ... _overview/2. Отчетность эмитента ОАО "Саратовский НПЗ" на сайте РТС
http://www.rts.ru/ru/listing/emidocs.html?iss=KRKN3. Отчетность эмитента ОАО "Саратовский НПЗ". Ежеквартальный отчёт за 1 кв 2008 года.
http://www.rts.ru/ru/listing/emidocs.html?iss=KRKN4. ТНК-BP «Переработка»
http://www.tnk-bp.ru/operations/refining/5. Расчёт ж/д тарифа на перевозку нефтепродуктов
http://tarif.riccom.ru/