Поклонникам и фанатам творчества Хаяо Миядзаки посвящается!
Все началось с Тоторо. Посмотрела нарисованную сказку, и она покорила меня вплетением нереального (мифология? детские фантазии? )в обыденную жизнь. Понравились характеры персонажей, передача эмоций... Много копий сломано, насколько мрачно и чуждо русской душе восприятие японцами жизни и смерти, радости и печали... но в этом мультфильме столько доброго, но не слащавого, глубокого за кажущейся простотой сюжета, что неудивительна его популярность!
После просмотра второго произведения этого режиссера, которым стала "Навсикая из долины ветров", стала жадно искалть еще и еще, чтобы не просто увидеть, а прожить, сопереживая и радуясь, вымышленные сюжеты о невымышленных ценностях .
Что объединяет почти все его фильмы? Ну, во-первых, почти везде главная героиня - маленькая девочка, или девочка-подросток, или юная девушка, искренняя, активная и непосредственная, открытая навстречу миру и ,как оказывается, готовая к серьезным испытаниям Взросления. Как важнейшая веха этого самого Взросления в каждом сюжете вы встретите Первую Любовь. И не важно, будь она "детсадовского" возраста (как в "Рыбке Поньо с утеса") или подростковая ("Ведьмина служба доставки", "Ариетти из страны лилипутов")... но это любовь, для которой нет преград - ни возрастных, ни колдовских, ни социальных...
В поиске себя, в эмоциольнальных или социальных бурях, в первой любви рождается Маленькая Женщина . Для чего? А ответ на этот вопрос - в третьей характерной черте всех мультфильмов. В каждой истории присутствует Мудрая Старая Женщина. Правительница в "Принцессе Мононоке", бабушка Мэй и Соцуки, слепая прорицательница в "Навсикая из долины ветров", бабушка боящаяся цунами в "Рыбке поньо", Цзениба в "Унесенных призраками". ... Они есть везде, и везде видят если не чуть больше горячей молодой героини, то под другим углом, и без них не воцарится гармония и спокойствие. Старость - не то, что должно тревожить и заставлять искать "эликсир молодости", а то, что дарует Мудрость. Еще одна ипостась Женщины - не осуждаемая, но вызывающая смесь тревоги - и восхищения Властная Женщина. Есть такая и в "Принцессе Мононоке", и в "Навсикае", жесткость и даже жестокость характера в сочетании с ответственностью, отвагой... зачем эти персонажи? Наверное ,чтобы каждый сам сделал выводы о Женственности... и ее ипостасях.
Любовь Миядзаки к полетам и потрясающие его, полета, интерпретации - следующая веха на пути к погружению в сказку! Объяснимые (на диковинных и обыденных рукотворных летательных аппаратах) или же необъяснимые - на драконах, духах, и прочих сказочных существах. Но упоительная высота, несущая радость полета - ее вы испытаете в любом из мультфильмов этого режиссера!
А мужские образы? Всех возрастов и характеров - сколько в них отваги, целеустремлености и безграничной преданности ! И готовности совершить любой, даже безрассудный, но добрый поступок во имя идеи и цели героини, но не бездумно по-донкихотски, а проникнувшись тем Самым Важным, что ведет Её (Навсикаю, Кики, Шиту...) к цели. А какие удивительные Отцы эти самые персонажи ! Те самые, рядом с которыми дети (и прежде всего - девочки) могут вырасти самостоятельными, умными и добрыми людьми. Сама манера говорить с дочерьми - что в ТОторо, что в "Шепоте сердца" - заставляет замереть от восторга и признательности, признания того что - лучшего не придумать. Это вам не царь Тритон из диснеевской "Русалочки", не царь-батюшка Забавы или Несмеяны, что кулаком по столу - и баста! Это сильнейшие Мужчины, помогающие войти в самостоятельную жизнь своим детям...
Кстати, в одном из своих мультфильмов ярче прорисованы отношения "мама-сын" ("Рыбка Поньо), но как же тонко и ггармонично отображено становление Мужчины, но не маменькиного сыночка...
Красота и ценность окружающего мира и природы, боль за неразумное разрушение, умение необыкновенно поэтично осветить важность всего живого, пожалуй, еще одна захватывающая черта творений Хаяо Миядзаки.
...Про всяких невообразимых сказочных существ, красивых и страшных, понятных и загадочных, можно много и долго рассказывать, но что тут скажешь - богатая фантазия и талант людей, создающих целые Миры - погружает нас в сказку, которую интересно посмотреть... и приятно осмыслить.
|