Саура,
Прочитала всю тему, очень интересно, пиши еще пожалуйста
Спасибо,конечно"Я уж думала,что написала всё,что знаю.
Но вот ещё кое-что вспомнила.По моему про это ещё не рассказывала.
Сегодня я попробую немного рассказать вам о вайшнавском этикете.
Наверное в любой религии есть какой-то свод правил поведения.Но касается он,как правило, духовной именно жизни, поведения в храме и т.д.У вайшнавов этикет расписан почти на все случаи жизни.Я уже давно собиралась в этом покопаться,но как-то руки не доходили.
Волшебным пинком послужил один инцидент,произошедший с моей дочерью,когда она только начала общаться с преданными.
Тогда полным ходом шла подготовка к очередному фестивалю в Горном Алтае.У Юли там намечалось служение.Она отвечала за организацию досуга детей.Ведь помимо киртанов и развлекательных программ,будут там и серьёзные лекции.И желательно,что бы дети в этот момент были чем-то заняты.
В этой связи она через Контакт обратилась к одному преданному,который часто ведёт праздничные программы,с вопросом не проведёт ли он какую-нибудь развлекательную программу у детей на фестивале?В конце,как обычно,Харе Кришна,поклоны и улыбчивый смайлик.
Ответ был весьма неожиданным и поступил не от него,а от...его матаджи,наверное.
Эта матаджи вежливо попросила Юлю соблюдать этикет,смайлики приберечь для своего прабху(так у них мужчин называют) и впредь,если у неё есть вопросы к человеку,к которому она обратилась,решать их только через неё.
Юля выпала в осадок,но,как смиренная вайшнави,извинилась,если невольно нанесла оскорбление.
А у меня,когда я услышала эту историю,зачесался язык.
Я бы очень вежливо поинтересовалась у этой матаджи кто всё-таки будет вести программу:она или прабху,к которому я обратилась?
В каком месте я нарушила этикет?Нигде не сказано,что матаджи неприлично разговаривать с противоположным полом,тем более по делу.
Но может быть она его супруга?Тогда это в корне меняет дело!
А если не супруга,то совсем не понятно,почему вопрос,касающийся его,я должна решать с ней?
И даже если супруга,всё равно не понятно.
По моему такой расклад совсем не по ведам. И даже если молодой человек замечательный преданный,я всё же рискну предположить,что не святой. А у простых смертных мужского самолюбия никто ещё не отменял.
И вообще,знает ли её прабху о том,что он ЕЁ прабху?))))))
Последний вопрос,конечно,из разряда ехидства,что не есть хорошо.
Всё это дало мне пищу для размышлений. Я вот тоже в поисках истины часто обращалась к одному преданному,который нынче стал брахманом.Пристаю с вопросами.))))А он,между прочим,женат. А я ему тоже улыбчивые смайлики шлю,а иногда и цветочек.)))))
И если это такое грубое нарушение этикета,то его супруга уже должна кипеть,как чайник со свистком. Однако пока мне никто замечания не сделал.
Мне всегда казалось,что улыбка и цветок для преданных имеют несколько другое значение,нежели для нас с вами. Не флирт,а проявление уважения и доброжелательности. Поэтому я легко и без задней мысли отправляю такой смайлик и почему-то уверена,что меня поймут правильно.
Почему же матаджи сочла это оскорблением?
Я залезла в интернет,нашла длинный список вайшнавского этикета и внимательно его изучила. Полностью выкладывать не буду. Там много интересного.
Некоторые пункты я попросила прояснить,что бы убедиться,что всё поняла правильно.
В частности меня заинтересовал пункт,где говорится,что
преданный должен идти на любой риск во имя Кришны.Так уж и на любой?Даже связанный с жизнью и здоровьем?Не только своим,но и родных и близких?
--Степень риска зависит от духовного уровня преданного, от силы его веры и преданности.--ответили мне,когда я задала вопрос-- В годы репрессий многие преданные не отреклись от своей веры в Кришну, и сидели в тюрьмах и псих больницах, а кто то отрекался и подписывал бумаги.
То есть степень риска каждый себе выбирает сам?Что ж,по моему это правильно.
Преданным так же не рекомендовано смотреть и слушать мирские теле и радио передачи.Ну тут я процентов на 50 двумя руками ЗА!БОльшую часть нынешнего телевидения можно выбросить на помойку. Но ведь за новостями в мире хоть немножко следить надо.
Однако следующий пункт меня немного озадачил.
Преданным не рекомендуется читать не авторитетные писания.Это какие же?Кроме писаний а-ля Дарья Донцова ничего в голову не приходит.)))))По всей видимости имеется ввиду религиозная литература?Но если,как утверждают вайшнавы, нет неправильных религий,значит нет и не авторитетных писаний. Или я чего-то не поняла?
Этот вопрос остался открытым.
Вот ещё один интересный момент.
Тесные взаимоотношения и близкое общение с непреданными обычно влечёт за собой непочтительное отношение к преданным,поэтому преданный тщательно избегает такого общения.Или вот это
К невинным людям(это те,которые ещё не решили в каком храме Богу молиться)
нужно проявлять благосклонность,стараться просветить их и дать им общение со Шрилой Прабхупадой(через его книги и наставления).Однако мы не должны принимать их общение,занимаясь материальной деятельностью,которая доставляет им удовольствие.По сути это призыв не общаться с миром. Во всяком случае я так это воспринимаю.Но по моему как раз общение с непреданными это отличный тест на веру,на любовь к Богу и т. д. Сознательно ограничивая себя в контактах с обычными людьми,преданные расписываются в нетвёрдости своей веры. А уж если у человека внутреннего стержня нет,то вряд ли он появится даже в стенах монастыря.))))
Тема оскорблений была мне так же интересна. Ведь когда приходишь в гости к незнакомым людям,никогда не знаешь,что может их задеть. Глядя на улыбчивого вайшнава с просветлённым взглядом,кажется,что его обидеть в принципе не возможно. Слишком философски он ко всему относится.Однако наверняка есть какие-то вещи,которые он сочтёт оскорбительными.
Естественно,нельзя критиковать Прабхупаду и его учение. Не обсуждать!А именно критиковать. Никто не запрещает иметь своё мнение,но приходя в гости к преданным держать его нужно при себе.
Не стоит называть Божества куклами,как бы мы с вами это ни воспринимали. Они ведь не называют христианские иконы грустными картинками.
Что касается оскорбления самих преданных,брахман привёл мне приличный список того,что может оскорбить вайшнава.Все пункты свелись к одному:"Не суди!"И разве это не правильно?
Прочитала я и правила содержания кухни и приготовления прасада.
Помнится,мне как-то задавали мне вопрос по поводу качества пищи,которую готовят в вайшнавских кафе. Соответствует ли она нормам гигиены и т.д.
Так вот даже если преданные на 50% выполняют те требования,которые обозначены в этикете,я бы уже не беспокоилась о наличии у них сан книжек.
"Высокий стандарт чистоты указывает,--говорил Прабхупада--на качество преданности поклоняющегося"И сердце и ум преданного повара также должны быть в идеальной чистоте.
"Кухня--это продолжение алтаря,т.к.всё,что там готовится,будет предлагаться Божествам.Если у человека инфекционное заболевание,то он не должен работать на кухне,иначе он может осквернить бхогу(пищу,которую будут подносить Кришне)и посуду.Во как!Это всего лишь несколько выдержек из длинного списка.Так что даже если преданные готовят в лесу на костре,их стряпню смело можно есть.Божеств чем попало не накормят. К тому же вряд ли Кришна одобрит,если людей,попробовавших прасад, увезут в больницу с отравлением.
Пара пунктов в вайшнавском этикете у меня всё же вызвали улыбку. Касаются они отношений между мужчиной и женщиной.
Прабху не должны шутить с матаджи,как и матаджи с прабху.Это недопустимо.Почему?????Если бы была поправка "в храме","на служении",ещё как-то понятно. Может быть я слово "шутка" не так понимаю?Ведь что такое шутка?Это проявление остроты ума и обаяния,коммуникабельности какой-то. Это то,что нам в людях нравится помимо набожности,нравственности и т. д.
Мне стало интересно как же прабху жён себе выбирают,если и те и другие серьёзны до безобразия?Я не очень представляю себе завязку отношений без элементарного флирта,в который входят и шутки. Как мужчина решает,что с этой женщиной он будет счастлив?Исключительно по смиренно опущенным глазам и количеству кругов джаппы, которые она читает?На чём любовь-то рождается?Или вайшнавы берут в жёны не любимых женщин,а удобных?
Преданным нельзя смотреть на обнажённое тело мужчины или женщины.Обратите внимание!Это этикет кришнаитов,которых регулярно пытаются обвинить в сексуальных домогательствах,педофилии,оргиях и прочих непристойностях!
Какие оргии?!Я вас умоляю!
Если верить этому пункту,преданные не то что в камасутре,в элементарной человеческой физиологии должны слабо разбираться. А её,хоть немного,но надо бы знать. Потому как если даже предположить,что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной должны быть только ради зачатия детей,этот волшебный момент ещё как-то нужно будет пережить.
Чего могут натворить в постели два "теоретика" страшно даже представить.
В принципе с этим пунктом можно и согласиться. На некоторые мужские и женские тела,особенно лет после 40,действительно лучше не смотреть.
Никакой эстетики.
Но если это способ борьбы с вожделением,то по моему дохлый номер.
Если женщина сексуально привлекательна,наденьте на неё мешок из рогожи,она всё равно будет хороша. Тем более в сари.
Если мужчина "хищник" по натуре,(тип мужчин,от которых женщины всегда в восторге)никуда это не денется. Даже если он наденет дхоти и склонится в смиренном поклоне.
Вот как-то так.
А вообще ничего страшно-непонятного там нет. Правила эти были написаны очень давно,когда нравы были другие, когда женились и замуж выходили за тех, кого родители выбирали. Так что все странности,которые бросились мне в глаза наверное имели под собой какую-то логическую основу.
Большая часть пунктов этикета всё же пропитаны уважением к Божествам,к преданным,к людям вообще. Хотя местами казалось что всё это написал саньяси(человек, отрёкшийся от мира)с целью сделать всех такими же. Рискну даже предположить,что именно старание выполнять всё написанное досконально и сделало вайшнавов в своё время в глазах общества мрачными сектантами.
К счастью,современные преданные видимо адаптировали жёсткий этикет под реалии нынешней жизни,хотя по возможности стараются всё-таки ему следовать. Есть у наших преданных и замечательные красивые пары,и чудесные дети,и с шутками у них всё в порядке и общения с миром они не избегают,как уже не раз говорилось.
--Этикет помогает правильно общаться с преданными,--сказал мне брахман-- но дружба и Любовь выше этикета,поэтому среди друзей свой этикет.
Золотые сова,по моему.
Подводя итог вот что хочу сказать. Я вообще-то против всяческих правил. Потому что правила,хоть какие они замечательные,всё равно загоняют людей в определённые рамки. А Вера в Бога не может строиться на условностях,ограничениях,на рекомендациях что не читать и с кем не общаться,на слепом повиновении. Во всяком случае я так думаю. Правила,как шоры,закрывают обзор и мешают увидеть что ещё есть вокруг.
Как человеку понять правильный ли он путь выбрал,если других он не знает?
Я за свободу мысли и здоровое сомнение. В сомнении вера только крепчает.