Азбука для первоклассников? Нет, для их родителей!

Часть 1

Автор: Регина Изотова, обозреватель портала Владмама

Наш ребенок — первоклассник! Гордость, радость, волнение, слезы, вспотевшие от напряжения ладони, замирание сердца — энергией этих чувств и их проявлений всегда переполнен первый осенний день.

Эти эмоции переполняют и детей, и родителей. И, кстати, еще неизвестно, кому придется учиться больше — новоявленному школьнику или его маме и папе. Хотя почему неизвестно? Вполне очевидно — родителям! Вот именно для них — наша сегодняшняя памятка и инструкции.

Самое важное слово в семье, где есть первоклассник — режим. Правда, нам больше нравится другое слово, синоним: распорядок. В семье первоклассника, этому слову должны подчиняться все. Точнее сразу трем распорядкам: распорядку дня, распорядку питания, распорядку взаимоотношений.

По каждому из этих жизненных расписаний, вам, дорогие родители, придется выполнить одно условие: обязательны ваши включенность и осознанное присутствие в жизни ребенка. Присутствие и соучастие, но не гиперопека.

Если вы, конечно, хотите, чтобы ваше сокровище, перешагнувшее первый жизненный рубеж, рубеж «дошкольника», росло здоровым, умным, самостоятельным, целеустремленным и успешным школьником.

Распорядок дня

Неслучайно уроки для первачков длятся всего по 30–35 минут. Нагрузка, по сравнению с детским садом, выросла в разы, а организм остался прежним. Процесс усвоения большого объема информации, стрессовая составляющая и постоянное сравнение самого себя с другими «а вдруг я буду хуже всех, и родители будут меня ругать?» — все это требует от маленького человека колоссальных энергетических затрат. Аксиома: в первом классе школы наши дети быстро устают. Чтобы помочь ребенку выдержать это напряжение, справиться с ним, надо, во-первых, правильно распределить эту самую нагрузку, а, во-вторых, привнести в жизнь ребенка стабильность, спокойствие и уверенность в собственных силах.

Добиться этого вам и вашему первоклашке поможет правильный, разумный, распорядок дня.

Ведь даже если за плечами у вашего ребенка годы «организованного детства», как иногда называют детсадовский период его жизни, и правила «режима дня» он знает не понаслышке, школьная жизнь изменит его прежние представления о дневном расписании. В этот период детская психика преодолевает испытания новыми страхами: забыть, опоздать, не узнать, не успеть, не ответить, потерять…

Волшебник «Распорядок дня» справится с этими страхами получше бороды старика Хоттабыча.

Что надо знать родителям при составлении разумного распорядка дня?

Прежде, чем обучить малыша первым азам тайм-менеджмента и начать требовать их выполнения, запомните сами те жизненно важные лимиты для детского организма, без которых расписание его жизни немыслимо:

  • Спать — не меньше 9–10 часов.
  • Есть — не реже 5 раз.
  • Гулять на свежем воздухе — не менее 3 часов.
  • Умственный труд — чередовать с физической активностью (то есть никогда сразу после уроков в школе не заставлять ребенка выполнять домашнее задание).
  • Проводить за компьютером — не более 15 минут.
  • Проводить у телевизора — не более 30 минут.
  • Никогда не совмещать одно занятие и вид деятельности из расписания с другим.

Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9–12 часов и 16–18 часов. Запланируйте выполнение уроков или домашних заданий на этот второй отрезок.

А теперь, руководствуясь этими ограничениями, попробуйте разнести все фазы детской жизни по часовым отрезкам ежедневника.

Если в ней осталось место — спокойно заполняйте его теми видами деятельности, которые, по вашему мнению, важны для вашего ребенка не менее, чем его жизненные потребности в виде сна, еды, отдыха и учебы. Да, кстати, не старайтесь избавиться от привычного для вашего ребенка дневного сна. Если он привык спать днем, сохраните это, значит, его организму сон по-прежнему необходим, и таким образом происходит восстановление после нагрузки.

Как приучить его жить по расписанию?

Однажды, в одной из умных книг, адресованных родителям школьников, я вычитала совет из серии «Как сделать распорядок дня привычным и увлекательным?» Умеют же некоторые люди превращать рутину в приключение! Рекомендация сводилась к призыву сделать расписание в виде рисунков, которые нарисовал бы сам ребенок вместе с родителями, выразив при этом наглядно необходимое и ожидаемое от него самого действие. Простая схема: «знал — представил в виде картинки — нарисовал = запомнил и захотел повторить».

Рисунки — гораздо интереснее, чем скучная бумажка с разлинованным календарем, не так ли? Особенно, если их повесить на стену или домашнюю доску.

Но, даже если ваше расписание, которое вы сделаете вместе с ребенком, а не вместо него, будет обычным листком бумаги, главное чтобы оно было наглядным и четким. 

И есть еще одно более важное правило. Требуя от своего ребенка жить по расписанию, вам, взрослому человеку, надо будет самому соответствовать этому требованию. То есть вам тоже придется изменить свою жизнь и упорядочить ее определенным алгоритмом. Ведь порядок в жизни взрослого не менее значим! И наша с вами жизнь тоже состоит из набора определенных ритуалов и постоянных рутинных действий. Так сделайте из этого систему! Глядя на вас и постоянно делая что-то вместе с вами, первоклассник поймет и запомнит, что весь его день делится на определенные этапы и действия, совершать которые лучше всего в одно и то же время.

Вот и покажите своему первоклашке пример и выполняйте вместе с ним (а не вместо него) простые правила! Например, эти:

Новый день начинается… накануне вечером!

Чтобы каждый новый день начинался так, как вы запланировали, соблюдайте три простых правила (кстати, хорошо известных любому взрослому со времен собственного детства):

  • вовремя ложиться спать;
  • готовить одежду на утро с вечера;
  • складывать ранец/портфель вечером.

Подъем!

Чтобы юное существо не вздрагивало при звуке вашего, безусловно, нежного от природы голоса, произносящего каждое утро один из вариантов словосочетаний «Малыш, подъем», «пора вставать», «проснись и пой», «хватит спать, в школу опоздаешь» и пр. пр. пр, лучше приучите его к звонкому переливу будильника. И самостоятельности больше, и нежности к любящей маме. И предусмотрите возможность для «еще минуточку, мамочка!», зарядив будильник звенеть на 10 минут раньше запланированного. Оптимальное время — за 1,5 часа до выхода в школу.

Зарядка!

Несколько несложных упражнений помогут вашему чаду проснуться окончательно. Главное — сформировать в нем привычку делать их ежедневно. И, конечно, мама рядом — знаете, как в погоне за фигурой помогают простые, но ежедневные упражнения для пресса? Обязательно попробуйте! Ваше сопение и старания не останутся незамеченными. Ребенок точно проснется! И с улыбкой поддержит маму и будет делать свою зарядку. Так что и здоровье, и фигура, и хорошее настроение обеспечены вам обоим. И всего-то надо 10 минут!

Завтрак!

Этот утренний ритуал и правильное его содержание и выполнение на самом деле являются важным жизненным секретом всех успешных и счастливых людей. По сути, завтрак — это едва ли не самое главное дело во всем расписании. Горячий и питательный, спокойный и неторопливый, съеденный вместе с мамой и папой, конечно, он обеспечит вашего ребенка силами на весь день. Не стоит надеяться, что кто-то выполнит этот ритуал за вас и лучше вас (даже если вы заплатили за школьные завтраки). Не пренебрегайте этим! Продумывайте меню для завтрака заранее и готовьте его в хорошем настроении, и тогда вашему первоклашке обязательно удастся превзойти всех своих одноклассников!

Дорога в школу и из школы

Пожалуй, самым распространенным советом родителям первоклассников, фактически правилом для них, считается рекомендация взять отпуск одному из родителей и провести с ребенком первый месяц его адаптации к школьным условиям. Это нужно для того, чтобы быть всегда рядом, постараться помочь преодолеть любые трудности, научиться справляться с заданиями и уроками. Наш совет — даже если у вас не получилось взять отпуск, то обязательно правильно используйте то время, которое вы тратите на дорогу в школу и из нее. Ведь отпускать семилетнего человека одного в школу вы все равно не станете? По дороге туда — вы сможете настроить его на учебу, сконцентрировать его внимание на постижении новых знаний, создать настроение успеха и победы. Как? Очень просто — по дороге играйте: загадывайте задачки, повторяйте пройденный материал, складывайте головоломки из увиденных вокруг букв, цифр или геометрических фигур. И дайте возможность ребенку победить в этой игре!

Сразу после уроков (вы обязательно найдете время встретить его после уроков) — проверьте комплектность тетрадей и учебников. Нередко первоклашки забывают свои вещи в классе или в раздевалке. Обнаружив это, ребенок, как правило, сильно расстраивается. И этот маленький стресс вполне может повлиять на его настроение и дальнейшую работоспособность. Предвосхитите это, в игровой или шутливой форме проверив вместе с ребенком его персональное учебное оснащение. Забыли? Ничего страшного, прямо сейчас все можно исправить!

Дорога домой — отличное время для обсуждения школьной жизни. Ведь вам же на самом деле интересно, что произошло в школе, что оказалось новым для первачка, а что вызвало у него трудности?

Выполнение уроков

Самая распространенная ошибка родителей первоклассников — в стремлении помочь ребенку они начинают выполнять домашнее задание вместо него. На самом деле здесь ключевое слово — «вместе». Старайтесь не делать за него то, с чем он справится сам. Даже если все происходит мучительно медленно! Сам. Вместе — только первое время, для того, чтобы сформировать оптимальный алгоритм работы с домашними заданиями:

  • правильно организовать рабочее пространство, разложить тетради и учебники так, чтобы ничто не мешало и не отвлекало ребенка от главного занятия;
  • проследить за рабочей позой, правильной осанкой, постановкой руки, держащей ручку.

Правильная помощь — это небольшие поэтапные подсказки и наводящие вопросы, которые подводят ребенка к верному действию, но не преподносят готовый ответ.

Важно также вовремя покинуть первоклашку на время выполнения домашнего задания. Вы не должны постоянно находиться рядом с ним в этот момент. Предоставьте ему возможность самостоятельно справиться с заданием. И обязательно верьте, что ему это по силам. А когда он действительно сделает это — не забудьте похвалить!

Вечер в распорядке дня — время для семейного общения

Используйте для этого любую свободную минуту. Готовите ли вы ужин, гладите ли белье — разговаривайте с вашим первоклашкой. Пусть он расскажет вам о том, что его удивило сегодня. Или покажет как быстро он справился с кроссвордом в рабочей тетради. А вы расскажете ему о том, что оказалось трудным для вас в этот день. Обменивайтесь наблюдениями, делитесь достижениями, переживайте друг за друга.

Вечером будет очень полезно помочь друг другу приготовиться к новому дню. Вы готовите свою одежду на утро, а ребенок — свою. Вы проверяете содержимое вашей сумки, кейса — перебираете рабочие бумаги, укладываете по местам ключи, пропуск и другие важные вещи. А ребенок собирает свои тетрадки, учебники, пенал в свой ранец. Как и во всем другом, ключевое слово «Вместе», а не «вместо».

Сон

Это очень важный момент. Вовремя лечь спать сегодня — значит, встать отдохнувшим и полным сил завтра. Помните, что спать первоклашка, в общей сложности, с учетом дневного сна, должен не менее 10 часов.

Но что делать, если уложить сорванца в постель не удается? Проверьте себя и его, соблюдаются ли все условия хорошего, спокойного сна? Соблюдаются ли правила:

  • перед сном не играть в шумные, «заводные» игры,
  • перед сном не заниматься спортом,
  • не смотреть страшные фильмы,
  • не устраивать разборки и наказания.

Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Несколько заметок о взаимоотношениях

Не задавайте ребенку вопросы из серии «Для галочки». Получите ответы из серии «Ни о чем». Как дела? — Нормально. Как настроение? — Хорошее. Что делали? — Учились. И самый жуткий вопрос для первоклассника — «А учительница тебя сегодня хвалила?» Потом он трансформируется в «Что получил?»

Помните об осознанной включенности в жизнь ребенка. Если уж задаете вопросы, то интересуйтесь искренне, думая именно о том, о чем вы его спрашиваете, а не прокручивая в голове «На автомате» еще несколько важных мыслей — «Чем кормить на ужин, что купить прямо сейчас в магазине, какая кофточка вон на той мамаше, почему вот этого мальчика встречает папа и т. д.».

Обращайте внимание на то, какие эмоции выражает лицо ребенка. Не забывайте, что сразу после выхода из стен школы физически ваш первоклашка находится на энергетическом спаде, в связи с этим его работоспособность и эмоциональное состояние могут быть подавленными. Не спешите делать выводы, просто дайте ему немного отдохнуть.

Для одних детей (как и для взрослых, кстати) лучший отдых после тяжелых интеллектуальных и эмоциональных нагрузок — это сон. Для других — физическая активность.

Никогда не наказывайте ребенка лишением прогулки на свежем воздухе!

  • 31.08.2014

Поделиться с друзьями